Схематерапия: Руководство по режимам

О схематерапии –>
Базовые схемы –>

Режимы – это временные состояния, которые “включаются” по щелчку из-за каких-либо триггеров в окружающей среде. Каждое из этих состояний может быть более или менее переносимым, комфортным, и характеризуется (как и схемы) определенным сочетанием мыслей, эмоций, поведения. Но, если схемы – это устойчивые (постоянные, фоновые) структуры личности, то режимы (состояния) – временные и могут переключаться из одного в другой, причем быстро и неосознанно. Нас как бы уносит то в воронку самокритики, то мы опять начинаем рассуждать здраво, то чувствуем боль и уязвимость. Переключение режимов, разумеется, естественный для каждого живого существа процесс, но стоит задуматься – достаточно ли мы осознаем эти переключения, полезны ли они нам, удовлетворяются ли наши потребности в том или ином режиме. Таким образом, разобраться в череде своих режимов – неплохой вызов и полезная задача.

[скачать опросник режимов – для клиентов. Email: amikhalsky@gmail.com]

Какие же полезные и неполезные режимы встречаются чаще всего?

  1. Детские режимы (дисфункциональные):
    1. уязвимый ребенок (боль, отчаяние, безнадежность, отсутствие поддержки);
    2. несамостоятельный ребенок (некомпетентность, беспомощность, умаление);
    3. покинутый ребенок (одиночество, отвержение, тревога);
    4. рассерженный ребенок (злость, топать ногами, валяться по полу, или даже кричать и ломать);
    5. упрямый (пассивное упрямство, нежелание подчиняться требованиям среды);
    6. недисциплинированный ребенок (нет терпения, хочется отойти от дела);
    7. импульсивный (срывы, “сейчас же дай”, получить то, что хочу немедленно).
  2. Родительские режимы (дисфункциональные):
    1. Требовательный родитель (ставлю завышенные требования перед собой и другими людьми, ключевые слова: статус, ответственность, эффективность, жизнь – гонка требований);
    2. Наказывающий родитель (критика в адрес себя или других людей – словами, эмоциями, действиями – вплоть до самоповреждения);
    3. Виноватый критик (виноват перед другими, должен помогать, не могу требовать от других).
  3. Копинги (нежелательные способы справиться с напряжением, мы уже касались их в статье про схемы):
    1. Капитуляция (доверие схеме, погружение в переживания);
    2. Избегание (уклонение от ситуаций);
    3. Гиперкомпенсация (преодоление “от противного”).
    4. Для обозначения этих режимов могут быть полезны метафоры: Послушный капитулянт, Отстраненный защитник, Отстраненный самоутешитель, Высокомерный самовозвеличиватель, Агрессивный задира.
  4. Здоровые режимы:
    1. Здоровый взрослый (понимание возможностей и ограничений, самостоятельный выбор, разнообразие интересов, планирование и позитивное видение будущего);
    2. Хороший родитель (забота о себе и близких, понимание потребностей и их насыщение – любить и заботиться о внутреннем ребенке, защищать его от критики);
    3. Счастливый ребенок (состояние любви, защищенности, радость и удовольствие от деятельности, ощущение компетентности и самостоятельности, возможность смеяться и веселиться).

В развитии здоровых режимов вам может помочь мой авторский видеокурс “Внутренний наставник” для самостоятельной работы. Он построен на достижениях современной пси-практики, и использует уникальный ресурс внутренней речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *