Внутренний диалог – механизм развития личности

В подходе “Внутренний наставник” (https://lifecon.ru/course/selftalk/) самое пристальное внимание (фокусировка) уделяется созданию внутренней поддерживающей речи.

Мы нередко замечаем, как кто-то идет и разговаривает сам с собой, или дети комментируют свои действия, или сами начинаем неожиданно проговаривать что-то вслух. Возникает вопрос – когда включается внутренний диалог – что это, опасно ли это и кто, собственно, с кем разговаривает?

М. Бахтин, М. Бубер, Л. Выготский, А. Брушлинский, З. Фрейд, М. Кляйн и многие другие авторы и психологи обращались к проблеме внутреннего диалога, пытаясь понять и истолковать это явление, его значение.

Оказывается, внутренний диалог – феномен сознания, самосознания, изменных состояний личности, мышления, речи, психотерапии, литературных описаний, и даже поиска жизненной позиции. Он нужен для придания объемного видения истории личности (диалогичность нарратива), переработки информации при обучении, самосознания, предвидения развития ситуаций. Внутренний диалог, в том числе, является функциональной психической системой (механизмом, способом) взаимодействия смысловых образований психики, связанный с рефлексией.

Внутренний диалог не идентичен внутренней речи. “Я” диалогично, поскольку образуется во взаимодействии с обществом, значимыми людьми, в отношениях. По Бахтину и Хермансу, сознание полифонично, есть много “я-позиций” (“голосов”, субличностей), каждая из которых может иметь свою историю и линию развития. Мы чаще предпочитаем употреблять слово “состояние” или “режим”, поскольку внешние действия человека линейны во времени и наблюдаемы в моменте. Одним из ключевых вопросов становится не столько “полифонична ли психика”, а “что полезнее в психотерапии – а) позиция развития полифоничности, или б) позиция сохранения и укрепления единства личности”?

Вербализованный внутренний диалог имеет речевые признаки – свернутость смыслов, насыщенность эмоциями, “спор” нескольких смысловых позиций. Вербализация внутреннего диалога помогает (в отличие от монологической рефлекии) проявлению, со-конструированию нового содержания, со-творению новой личной истории, возникновению новых смысловых полей, появлению и расширению видения контекстов, преобразованию психики, развитию когнитивных процессов (мышление, речь, воображение).

Диалог может быть инициирован как клиентом, так и терапевтом, развит и интериоризирован в терапевтических целях. Однако, по нашему мнению, следует не забывать и придерживаться диалектического принципа изменений –  в то время, как диалогичность психики важна как движущая сила “сборки” личности воедино, так же и личность как уникальное единое “Я”, развивает внутреннюю диалогичность (создание  внутренних противоречий) для преодоления кризисов развития.

«…Все конечное, вместо того, чтобы быть прочным и окончательным, наоборот, изменчиво и преходяще», поскольку, «будучи в себе самом другим, выходит за пределы того, что оно есть непосредственно, и переходит в свою противоположность» (Г. Гегель). В кабинете терапевта не следует забывать о том, что техники “субличностей” – одно из средств “вывода на орбиту” цельной человеческой личности – активного преобразующего субъекта общества. Фокус терапии – решение, а не проблема.

Видеокурс “Внутренний наставник”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *