Схема «Слабая самодисциплина, недостаточность самоконтроля» 

ДИАГНОСТИКА СХЕМЫ

Если вы идентифицируете себя с 5 или более из этих утверждений, у вас, скорее всего, есть эта схема:

  1. Я быстро устаю и отвлекаюсь. 
  2. Я часто чувствую беспокойство и возбуждение.
  3. Мне трудно придерживаться плана или добиваться поставленных целей.
  4. Я обычно воодушевляюсь новыми планами, а потом быстро теряю интерес.
  5. Мне очень трудно прекратить саморазрушительное поведение, такое как употребление алкоголя, курение и переедание.
  6. Мне трудно переносить неприятные эмоции.
  7. Я очень импульсивен и часто делаю вещи, о которых потом сожалею.
  8. Я часто не могу сдерживаться и в конечном итоге реагирую на свои чувства.
  9. Мне трудно долго сосредотачиваться и концентрироваться.
  10. Я чувствую, что у меня слишком много энергии, и мне трудно направить ее на что-то продуктивное.

Если у вас есть эта схема, вы, вероятно, будете бороться с самодисциплиной и / или самоконтролем, и это может проявиться в вашей жизни таким образом:

  • чувство беспокойства и скуки
  • трудности с выполнением планов или целей
  • самосаботаж
  • принимать мгновенные решения, о которых потом жалеешь
  • выбалтывать вещи, не подумав их
  • эмоциональные всплески

Под влиянием этой схемы ваша жизнь может быть довольно хаотичной.

У вас активный ум, который часто называют «умом обезьяны», поскольку он порхает от одной идеи к другой. Вы можете обнаружить, что вам очень нравится новая идея или план, но вы теряете интерес, как только начинаете это делать. Вам будет трудно поддерживать сосредоточенность и концентрацию, поэтому вы будете очень склонны к прокрастинации.

В основе этой схемы лежит ограниченная способность переносить неприятные эмоции, такие как разочарование, стресс, тревога. Как только мы испытываем какой-либо дискомфорт, мы пытаемся уйти от него.

 

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СХЕМЫ

В отличие от других схем, эта схема не имеет под собой каких-либо основных убеждений или мыслей, которыми она руководствуется. Обычно это происходит из-за недостаточного развития центра «исполнительного контроля» мозга — префронтальной коры. Эта часть мозга отвечает за контроль эмоций, самодисциплину, выполнение планов и самоконтроль. Это «разумная система» мозга.

 

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СХЕМЫ

Есть несколько причин, по которым эта часть мозга плохо развивается.

  1. Эмоциональное пренебрежение

Если человек сталкивался с эмоциональным пренебрежением или жестоким обращением в детстве в течение первых нескольких лет жизни, то префронтальная кора не получала эмоциональную информацию, необходимую ей для развития до оптимального функционирования.

  1. КПТСР

Также, если в детстве мы испытывали длительный стресс, функционирование префронтальной коры будет нарушено.

  1. Недостаточное воспитание

Третья причина заключается в том, что в детстве нас не учили самодисциплине. Если у нас не было правил или границ, то не развиваются способности настойчивости, терпеливости, упорства, способность откладывать уудовольствие, терпимость к дискомфорту.

 

ВЛИЯНИЕ СХЕМЫ НА ЖИЗНЬ 

Непродуктивность. Одним из основных последствий является то, что нам трудно закончить что-либо. Мы можем начать сотни проектов, но с очень небольшим «выхлопом». 

Отсутствие подлинного удовлетворения. Потребность в самосовершенствовании является важной эмоциональной потребностью, и когда мы не удовлетворяем ее, мы в конечном итоге испытываем чувство разочарования, стыда и неадекватности. Мы никогда не чувствуем того глубокого удовлетворения и гордости, которые испытываем, когда упорствуем и успешно заканчиваем что-то.

Реактивное реагирование. Поскольку у нас ограниченный контроль над импульсами, мы часто реагируем на ситуации, не задумываясь, и это приводит к разрушению отношений, потере работы или проблемам с законом.

Эмоциональность. Мы живем во власти наших эмоций, поэтому часто меняем свое мнение и не в состоянии найти или придерживаться пути на протяжении всей жизни. Или мы боремся с изменчивыми эмоциями, с которыми не можем справиться.

Зависимости. Под влиянием этой схемы мы склонны к зависимостям, и можем столкнуться со всевозможными проблемами, особенно связанными со здоровьем. У нас нет внутренней рациональной «тормозной системы», которая сообщает нам, когда «достаточно».

Бессмысленность. Со временем, с этой схемой, вы можете начать чувствовать, что жизнь толкает вас, не двигаясь в каком-либо осмысленном направлении.

Стыд и депрессия. Вы можете начать чувствовать себя неудачником, и с этими мыслями приходят чувства неадекватности, стыда и депрессии.

 

КОРРЕКЦИЯ

Предложения по работе с схемой недостаточного самоконтроля и самодисциплины

✅ Выполняйте упражнение «Остановись-подумай-действуй». Сделайте это, поместив мысль между импульсом и действием. Подумайте о последствиях поддаться импульсу, прежде чем действовать.

✅ Призовите себя к большей самодисциплине и самоконтролю, активно меняя свой подход к выполнению таких задач, как:

  • Организация времени, имущества и финансов
  • Выполнение рутинных и скучных заданий
  • Соблюдать время, вовремя выполнять обещания
  • Упорядочивать дела в вашей жизни, которые сейчас не имеют достаточной структуры
  • Стойко переносить разочарование, терпеть ощущение временной пустоты, уметь переключиться на что-либо полезное
  • Учиться контролировать эмоции и импульсы, которые кажутся чрезмерными и вызывают плохое поведение

✅ Намеренное формирование привычек. Начните с выполнения не сложных, но постоянных задач. Постепенно ставьте перед собой цель – выполнять эти задачи в течение более длительного периода времени. Затем постепенно увеличивайте количество времени. 

✅ Изучите техники, которые помогут вам оставаться сосредоточенным и контролировать свои эмоции. Используйте тайм-ауты, медитацию и специальны упражнения на расслабление, чтобы достичь этой цели.

✅ Составьте список преимуществ лучшего контроля над своими эмоциями и структурой. Кроме того, составьте список недостатков отсутствия контроля или структурирования.

✅ Используйте воображение, чтобы мысленно прорепетировать успешное завершение дел, самоконтроль и самоорганизацию. После упражнений, обратите внимание на то, какие чувства вызывает у вас этот образ.

✅ В работе с психологом попросите сделать акцент на поддержку Ваших усилий по самодисциплине, а также на анализ и проработку последствий схемы в жизни (см. “Влияние схемы на жизнь), а также на работу с ранними детскими причинами возникновения схемы (эмоциональное пренебрежение, стрессы, жестокость, отсутствие воспитания).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *