Схема “Неуспешность” (Несостоятельность, обреченность на неудачу)

Несостоятельность/обреченность на неудачу.

 

«Я вряд ли справлюсь».

 

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

Люди со схемой Несостоятельности уверены,  что они менее умны и менее способны, чем большинство. Поэтому они считают, что не могут справиться с обычными жизненными достижениями, доступными всем остальным. Их единственный шанс сравняться – постоянно прилагать огромные усилия. Эти переживания не зависят от их реальных достижений.

Вариант “ПОДЧИНЕНИЕ СХЕМЕ”

1.Работает ниже уровня своих возможностей;

 

2. Уже почти достигнув цели, «срывает» рабочие достижения.

3. Необъективно сравнивает свои достижения с достижениями других, выставляя их в невыгодном свете

Вариант “ИЗБЕГАНИЕ”

1. Прокрастиниует.

 

 

2. Избегает новых или сложных задач;

 

3. Избегает ставить цели в карьере, соответствующие уровню возможностей

Вариант “ГИПЕРКОМПЕНСАЦИЯ”

1. Очень, очень много работает, «трудоголик»;

 

 

2. Умаляет достижения других;

Если вы идентифицируете себя с 5 или более из приведенных ниже утверждений, скорее всего, у вас есть эта схема:

1. Я чувствую, что потерпел неудачу, когда сравниваю себя со своими сверстниками.
2. Я чувствую себя глупым и неспособным достичь того, чего могут достичь другие люди.
3. У меня нет большой уверенности в себе.
4. Мне стыдно за то, где я сейчас нахожусь в своей жизни.
5. Я чувствую, что мне не хватает основных навыков, необходимых для успеха в жизни.
6. Я склонен откладывать на потом, когда у меня есть задачи.
7. В итоге я работаю намного усерднее, чем другие люди, чтобы достичь тех же результатов.
8. Я чувствую себя самозванцем в своей работе.
9.. Я чувствую, что все вокруг меня гораздо более способные, чем я.
10. У меня нет никакой веры в мою способность добиться успеха.

Эта схема характеризуется глубокой верой в то, что вы неудачник по сравнению с другими людьми. Это может относиться к любой сфере вашей жизни, такой как карьера, отношения, финансы или к вашей жизни в целом.

Как это влияет на нашу жизнь

Если у вас есть эта схема, вы почувствуете, что вы принципиально неадекватны или некомпетентны, и вы можете назвать себя глупым, неудачником, невежественным или жалким.

Вы можете вообще не пытаться что-либо делать, потому что предполагаете, что потерпите неудачу, или вы можете впасть в другую крайность и тренироваться все сильнее и сильнее.

Если дело в отношениях, вы можете разочароваться в них и решить провести жизнь в одиночестве, а если дело в карьере, вы можете остаться на работе, которая намного ниже вашего потенциала. Скорее всего, вы будете много откладывать и не начинать и не заканчивать задачи и проекты, потому что боитесь, что потерпите неудачу.

Или вы можете стать трудоголиком, заставляя себя все сильнее и сильнее компенсировать свое предполагаемое отсутствие таланта.

Но, по сути, эта схема заставляет нас жить намного ниже нашего потенциала, и это может оставить нас с чувством безнадежности и депрессии.

Эта схема, как и большинство схем, лежит в основе многих зависимостей, поскольку мы привыкаем полагаться на определенные вещества, чтобы подавить или притупить болезненные чувства, которые порождает схема.

Мы могли бы также использовать какие-то вредные вещества, чтобы повысить нашу уверенность в себе и самооценку — две жертвы этой схемы.

У многих моих клиентов, страдающих зависимостью, есть эта схема, и они используют вещества, чтобы чувствовать себя лучше — более уверенными в себе, хотя и временно.

С этой схемой у вас, вероятно, будет сильный внутренний критик — голос в вашей голове, который безжалостно избивает вас, вызывая глубокое чувство ненависти к себе.

Схема неудачи может развиваться в различных детских условиях.

Один из способов, которым это развивается, — когда у нас есть родители или люди в нашей жизни, которые высмеивали, издевались, обесценивали или критиковали наши усилия. Если нам снова и снова говорят, что мы никуда не годимся, что то, что мы делаем, просто недостаточно хорошо, мы усвоим эти сообщения глубоко в нашем подсознании, и они будут звучать фоном в нашей жизни.

Еще один способ, которым эта схема действует, — это если у нас были проблемы с вниманием из-за высокого уровня стресса.

Если бы у нас было жестокое или пренебрежительное детство, мы бы провели большую часть нашего детства в состоянии «бей или беги».

Часто это называют СДВГ, но обычно это результат повышенной реакции на стресс, и когда мы находимся в таком состоянии, очень трудно оставаться на месте, сосредоточиться и сконцентрироваться.

Мои клиенты, столкнувшиеся с этим, говорили, что их называли «необучаемыми», и они считали себя глупыми и бездарными, потому что не могли воспринимать информацию.

Третьей причиной этой схемы является недостаточная схема ограничений и самоконтроля. Неспособность терпеть разочарование или откладывать удовлетворение мешает нам заниматься чем-то достаточно долго, чтобы испытать успехи и достижения.

Что делать с схемой Неуспешности?

1. Составьте список своих навыков. После этого составьте список достижений, полученных благодаря этим навыкам. Используйте знание о своих достижениях как рациональное доказательство врожденных способностей.

2. Ставьте реалистичные долгосрочные и краткосрочные цели, следуйте этим целям и отмечайте свои достижения. Остерегайтесь чувства перегруженности, а затем риска возможной неудачи, снижая нереально высокие цели.

3. Не злитесь и не разочаровывайтесь в других из-за того, что они не признают и/или не принимают ваши сильные стороны и ограничения.

4. Наблюдайте и прекращайте поведение, которое сдается, избегает или чрезмерно компенсирует эту схему. Будьте адаптивны и решайте проблемы для достижения наибольшего разумного успеха с каждым вызовом этой схемы.

5. Подумайте, не является ли ваша низкая самооценка результатом лишь абстрактной идеи о том, что вы неудачник? Если это так, то признайте, что неудачное поведение не связано с отсутствием способностей, а может быть связано с вашим ложным представлением о том, что вы неудачник. Это подпитывает само себя, создавая замкнутый круг.

Суть лечения: Чтобы преодолеть эту схему, нам нужно понять ее происхождение, а затем работать над новым и более точным пониманием наших способностей. Ослабив нашего внутреннего критика и создав и развивая часть «Здоровый взрослый», мы можем усвоить более здоровые сообщения о себе и практиковаться в выполнении задач, которые дадут нам лучшую оценку наших способностей.

ИЗМЕНЕНИЕ ЛОВУШКИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Оцените, справедливо ли ваше чувство несостоятельности.
  2. Обратитесь к ребенку внутри вас, который чувствовал и по-прежнему чувствует себя неудачником.
  3. Помогите внутреннему ребенку понять, что с вами обращались несправедливо.
  4. Осознайте свои таланты, навыки, способности и достижения в разных сферах.

Если вы на самом деле несостоятельны по сравнению с вашими сверстниками:

  1. Попробуйте найти закономерности ваших неудач.
  2. Как только выявите закономерность, составьте план ее изменения.

7. Напишите карточку, чтобы преодолеть вашу предрасположенность к неудаче. Следуйте своему плану шаг за шагом.

8. Включите своих близких в процесс.

 

1. Оцените, справедливо ли ваше чувство несостоятельности. Пер- вым делом нужно оценить, справедливо ли вы считаете себя не- удачником. Как мы уже отмечали, у вас, как у Кейтлин, наверняка найдется реальное подтверждение этому. Вы действительно менее успешны, чем люди вашего круга. Но иногда вы, как Брайан, не- верно оцениваете свои провалы и не сможете найти объективных доказательств вашего мнения.

Перечислите людей, с которыми вы ходили в школу, колледж или университет. Выберите худших, средних и лучших учеников. Запи- шите, чего добился каждый из них в избранной им сфере. Как далеко они продвинулись? Сколько они зарабатывают? Какова их доля ответственности на работе? Где вы находитесь по сравнению с ними?

 

2. Обратитесь к ребенку внутри вас, который чувствовал и по- прежнему чувствует себя неудачником. Постарайтесь вспомнить, как вас критиковали, унижали, сравнивали с другими или лишали уверенности в себе члены вашей семьи или сверстники. Поймите источник своей ловушки.

Когда что-то в вашей нынешней жизни запускает ловушку Не- состоятельности, найдите время, чтобы исследовать это событие с помощью образов. Сядьте в темной и тихой комнате и закройте глаза. Представьте себе текущее событие. Наполните образ краска- ми и эмоциями. Затем вспомните моменты, когда вы так же чувст- вовали себя в детстве. Не подгоняйте этот образ. Просто дайте ему всплыть в вашем воображении.

3. Помогите внутреннему ребенку понять, что с вами обращались несправедливо. Много раз мы терпим в детстве неудачу, потому что нас толкают в направлении, которое нам не подходит. Некоторые родители лелеют свои тайные планы и хотят, чтобы ребенок пре- успел в определенных сферах, несмотря на его личные склонности и таланты.

Какие у вас в детстве были сильные стороны и таланты? От вас ждали того, на что вы были способны? Чего бы вы добились, если бы вас хвалили, поддерживали и направляли в тех сферах, в которых вы обладали потенциалом?

Разозлитесь на людей, которые заставили вас почувствовать себя неудачником. Огрызнитесь на свою ловушку. Заступитесь за себя. Вы можете сделать это, написав письма, поговорив с людьми напрямую или с помощью образов.

Представьте себе родителя или сверстника и скажите ему, что вы чувствуете.

Вам решать, будете ли вы разговаривать с этим человеком напрямую, в реальной жизни. Но если вы решили с кем-то поспорить, убедитесь, насколько вы эмоционально готовы к тому, что этот че- ловек начнет отрицать ваши обвинения. Не надейтесь понапрасну, что он внезапно изменит свое мнение из-за ваших слов. Прекрасно, если так произойдет, — но не рассчитывайте на это.

Вам важно провести разговор так, чтобы вы смогли гордиться собой. Ведите себя достойно. Сохраняйте спокойствие и уверен- ность в себе. Просто и коротко приводите аргументы. Если с вами начнут спорить, отстаивайте свою позицию, пока не выскажетесь до конца. Расскажите этому человеку, что вы чувствуете из-за него и чего вы хотели бы от него на самом деле.

Вы обнаружите, что спорить приятно, если вы держите себя в руках и говорите уверенно.

Неважно, решитесь ли вы высказать возражения лицом к лицу, но вам жизненно необходимо сделать это в вашем сердце. Пишите письма, которые вы не собираетесь отправлять, или делайте мы- сленные упражнения. Дайте слово той сильной части вас, которая сможет сорвать с вас ярлык неудачника.

 

4. Осознайте свои таланты, навыки, способности и достижения в разных сферах. Помните: способности бывают разными. Успешная учеба свидетельствует только об одном из видов одаренности. Есть также вербальный интеллект, математические, зрительно-простран- ственные, музыкальные, физические способности, конструкторский талант, межличностный интеллект и т. д. Все эти виды одаренности имеют свою ценность.

Каковы ваши особые способности? Может быть, вы рисуете, раз- бираетесь в механике или решаете логические задачи? Вы талант- ливы в спорте или в танцах? Занимаетесь ли вы творчеством? Вы хорошо ладите с окружающими? Крайне редко встречаются люди, у которых совсем нет способностей.

Подумайте, чего вы добились в тех сферах, где у вас есть спо- собности. Постарайтесь дать себе полную, объективную оценку. Мы знаем, что это трудно — вы склонны преуменьшать свои достиже- ния и преувеличивать неудачи. Сопротивляйтесь. Перестаньте под- черкивать в себе отрицательные черты. Как можно четче осознайте свою ценность.

Чтобы понять, правильно ли вы используете свои способности, нужно иметь о них четкое представление. Мы уверены, что самые успешные люди — это те, кто способен обнаружить свои таланты и извлечь из них выгоду.

Составьте список своих навыков, умений и достижений в различ- ных сферах, особенно отметьте врожденные способности. Каждый день просматривайте его, чтобы напомнить себе о своем потенциа- ле. Пусть важные для вас люди помогут вам составить этот список.

Если вы действительно несостоятельны по сравнению с людьми вашего круга, выполните следующие шаги.

 

5. Попробуйте увидеть закономерности ваших неудач. Хорошенько задумайтесь о своей жизни. Начните с самого начала. Оцените уче- бу и карьеру. Вы всегда были неудачником? Или у вас был скрытый потенциал, который поблек из-за недостатка поддержки?

Как ваши родители относились к вашим успехам и неудачам? Они критиковали, поддерживали, поощряли вас? В детстве вы избе- гали заданий или доводили их до конца? Вы уходили от трудностей?

Постарайтесь разглядеть закономерности вашего поведения в своей карьере. Может быть, вы выбрали слишком трудное для себя поле деятельности? Вы метались между несколькими направ- лениями? Вы работаете в сфере, которая не использует ваш потен- циал? Вы боялись брать ответственность, проявлять инициативу или просить повышения? Вы прокрастинировали, вели себя недос- тойно, плохо выполняли работу? Вы избегали дисциплины, которая нужна, чтобы вырабатывать навыки, получать опыт или как следует обучаться?

Скорее всего, ваше поведение связано с привычкой избегать трудностей. Ваша неудача — прямое следствие избегания, а не вро- жденный недостаток, отсутствие таланта или глупость.

Кейтлин нашла в своей биографии много свидетельств Побега. Из-за частых болезней она отстала от учебной программы и не на- гнала материал. Школа стала для нее унижением.

 

6. Как только увидите эту закономерность, составьте план ее из- менения. На начальном уровне вам потребуется решать проблемы, вместо того чтобы убегать от них. Осознайте свои настоящие талан- ты, примите свои недостатки и стремитесь к тем сферам, где будут задействованы ваши сильные стороны.

Продумайте, как вам развиваться в том, что дается вам лучше всего. Вы можете даже начать новую карьеру или просто немного изменить свой нынешний курс.

Что нужно сделать, чтобы добиться цели? Перечислите особен- ности поведения, которые надо изменить. Составьте график пе- ремен. Каким будет первый шаг? Перестаньте придумывать отго- ворки и посвятите себя делу. Рискните потерпеть неудачу — это единственный путь к успеху.

Давайте себе небольшие задания. Мы верим старой поговорке: «Путь в тысячу миль начинается с одного шага». Составьте иерар- хию дел, которые вы сможете выполнить. Сделайте каждый шаг разумным и последовательно достижимым. Начните с доступного задания, иначе вы вряд ли добьетесь успеха.

У вас есть потенциал, но вы его не развили. Поскольку вы так долго всего избегали, у вас могут быть реальные пробелы в образо- вании. Вам понадобится начать сначала, чтобы выработать базовые навыки; возможно, даже снова пойти учиться.

Хвалите себя за прогресс. Награждайте себя. Поощряйте себя. Осознавайте, какой шаг вперед вы совершили. Мы знаем, что это трудная часть изменения. Вам придется под- талкивать себя. Когда ваша карьера пойдет в гору, позитивный эффект приободрит вас и процесс начнет поддерживать сам себя. Борьба с избеганием почти всегда приносит позитивные перемены в жизнь человека.

Труднее всего начать. Потом будет легче.

 

7. Напишите карточку, чтобы преодолеть вашу предрасположен- ность к неудаче. Следуйте своему плану шаг за шагом. Осознайте свою ловушку Несостоятельности и историю Побега. Не забудьте перечислить свидетельства того, что у вас есть потенциал. Заставь- те себя сделать еще один маленький шажок к успеху. Напоминайте себе, что случится, если вы продолжите избегание.

 

КАРТОЧКА СХЕМЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Сейчас меня переполняет ощущение несостоятельности. Это знакомое чувство. Оно сопровождает меня всю жизнь. Я всег- да избегала риска, который привел бы меня к успеху. Я иг- норировала свои способности к дизайну, несмотря на то что учителя подчеркивали их, у меня были хорошие оценки на этих уроках и мне нравилось этим заниматься. Вместо этого я продолжала настраивать себя на неудачу, занимаясь вещами, которые мне не даются.

Мое избегание возникло, когда я в детстве болела и чув- ствовала себя одинокой. Я отстала в учебе, и никто не помог мне нагнать материал. Никто не заметил этого. Побег спас меня в детстве, но сейчас не спасает.

Теперь я на правильном пути. Я пытаюсь стать декорато- ром. У меня хорошие шансы. Мне нужно просто сосредото- читься на своем пути и на том факте, что я делаю успехи.

Не начинай снова убегать. Это лишь приведет обратно к неудаче. Каков мой следующий шаг? Этим я и должна зани- маться. Работать над следующим шагом.

Когда начнете совершать изменения, хвалите себя за каждый ма- ленький успех. Добавляйте его к своей карточке.

 

8. Включите в процесс своих близких. Постарайтесь окружить себя людьми, которые противостоят вашей ловушке Несостоятельности, а не подпитывают ее. Если родитель или партнер огорчает и крити- кует вас, сопротивляйтесь. Просите поддержки и ободрения, делая шаги к перемене. Если у вас очень успешный партнер, подчерки- вайте важность своих достижений — даже если у вас нет материаль- ных причин делать карьеру.

 

РЕЗЮМЕ

Ловушка Несостоятельности часто связана с дру- гими ловушками. Чтобы бороться с ней, вам, вероятно, придется справиться и с другими проблемами. Брайану было необходимо по- бедить свою ловушку Неполноценности, а Кейтлин пришлось пора- ботать над Эмоциональной Депривацией. Прочитайте главы о свя- занных ловушках. Поработайте над их преодолением.

Ловушка Несостоятельности — одна из самых приятных для пре- одоления. Целая область жизни, которая сейчас вызывает напря- жение и стыд, может превратиться в источник повышения само- оценки. Но вам нужно захотеть бороться, перекрыть себе пути для отхода и извлечь выгоду из своих сильных качеств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *