Школы психотерапии. 07. Классика когнитивно-поведенческих направлений

«Школы психотерапии» — цикл заметок, посвященных наиболее заметным подходам и методам терапии. Это — часть проекта «Карта психотерапии», который состоит из цикла «На стыке» (персоналии), и «Школы психотерапии» (подходы). В каждом тексте вы найдете перекрестные ссылки на оба цикла. Так формируется гипертекстовая карта психотерапии. По окончании публикаций будет опубликована сама карта возникновения и развития подходов, их основателей, заметных представителей, а также узловых пересечений между ними.

Школы психотерапии 7 Классика когнитивно поведенческих направлений

 

Уместно будет продолжить линию истории развития терапии таким образом — вернемся «по поведенческой ветке» назад в 1940-е и 50-е. И отметим момент, когда  на развилке перед выбором «как лучше работать с пациентами» стояли психологи, которые задались вопросом: «ок — есть поведение, есть результат, но что-то должно все-таки быть важное в этой коробочке между [ушами] входом и выходом»? Именно этими психологами (а точнее — они были тогда еще психоаналитиками, потому что психоанализ как вы помните, рулил) стали будущие когнитивные и когнитивно-поведенческие терапевты.

Рисунок: Голова, в которой мысли и убеждения на самом деле управляют жизнью:

 

«Когнитивные» направления (cognitio — познавание, понимание) имеют дело, соответственно, с сферой мыслительной, а точнее — с тем, как человек познает мир и «складывает паззл» мира в своей голове, здесь огромный вклад идей Джорджа Келли. Конечно, когнитивные терапевты признают тот факт, что убеждения и мысли человека, стиль его восприятия и выбора информации, влияют в очень большой степени на то, что с ним происходит в жизни, и на то как ему на душе тяжело или легко живется. В этом плане, когнитивные терапевты очень любят древненгреческих мудрецов, а особенно Сократа, который одним из первых начал доставать всех окружающих его людей с вопросами «откуда ты это знаешь?» или «полезно ли тебе так думать?», что в общем-то и является работой терапевтов, придерживающихся классической когнитивной работы. Можно сказать, что определенный троллинг мыслей и неполезных убеждений — замечательное дело, которое помогает в буквальном смысле поставитьмысли на место, и сформировать новые адаптивные (полезные) убеждения и приоритеты. Шикарный выбор!

Основатели КПТ — Бек — слева, Эллис — справа. Беку сейчас 96, а Эллис прожил 94 года:

И первым наиболее активным персонажем в когнитивной (рациональной)терапии, пожалуй, следует назвать Альберта Эллиса — человека бешеной энергии, который оспаривал дисфункциональные мысли клиентов (он даже сам побаивался той скорости, с которой происходит его новая терапия, в отличие от психоанализа), писал множество книжек — до сих пор Вы можете скачать его самоучители по рационально-эмотивной поведенческой терапии (РЭПТ — такое название он в итоге дал своему подходу). И пожалуй, упражнения, которые сейчас предлагают тренеры пикап-курсов, тоже многие он придумал — например, задание клиенту доставать кошелек в магазине из разных неожиданных мест своей одежды, или громко распевать песни в метро. И все же, в этом маленьком разделе для экономии текста,  мы отнесем и первую рациональную терапию (РТ) образца середины 1950-х годов, и другие ранние виды когнитивной терапии к когнитивно-поведенческим.

Параллельно Аарон Бек тоже развивает свою линию «когнитивной терапии» (это название придуманное самим Беком, теперь стало наиболее известным в мире) и организовывает свой институт, развивающий данный подход в терапии. Во многом терапия Бека схожа с РЭПТ, во многом — отличается, оставим это специалистам. Бек, его коллега Артур Фримен и другие начинают развивать когнитивно-поведенческую терапию для широкого спектра расстройств — от депрессий до расстройств личности.

На учебе: Артур Фримен с автором. Союз КПТ и SFBT (ОРКТ) одобрен —  «We’re all cousins»

Важным отличием КПТ от других подходов и школ будут, по крайней мере, три момента:

1) когнитивно-поведенческая терапия задумана как экономичная и краткосрочная, направленная на цель (goal-oriented),

2) ее последователи (а среди них традиционно много клиницистов, врачей) тщательно относятся к доказательной базе и действительно по КПТ собрана пожалуй наиболее убедительная база свидетельств того, что она помогает при  разных расстройствах с определенной эффективностью.

3) она наилучшим образом подходит людям, любящим анализировать, запоминать, прилежно заполнять бланки, выполнять домашние задания (впрочем — зависит конечно от терапевта, сможет ли он объяснить цель этих манипуляций клиенту). Многие могут сказать «да ну это занудство», и отчасти окажутся правы, но, учтите, когнитивно-поведенческая терапия может быть очень интересна, познавательна и увлекательна как и любая другая — в хороших руках.

Фишки: мысли и убеждения как причина дезадаптивных реакций, широкое клиническое применение, человек — исследователь своих гипотез, сократический диалог, экспозиция

Возникнув как уверенное самостоятельное направление в середине ХХ века, когнитивно-поведенческая терапия является одной из самых распространенных и признанных в мире. Со временем она расширилась и стала включать направления работы с детьми и целыми семьями, с группами и в форме коучинга, появилось много сочетаний КПТ с другими подходами, например, с техниками гештальт-терапии (схема-терапия). Современные наследники КПТ конца ХХ — начала XXI века  включают элементы КПТ и новые методы работы с состояниями, телом, эмоциями (об этом более подробно — в следующий раз).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *