Социальная активность и склонность к риску студентов с автономным и зависимым типами субъектной регуляции

Цель. Изучение приверженности к социальной активности и ее различным формам в соотнесении с характеристикой склонности к риску у студентов с разным типом субъектной регуляции (СР) поведения.
Контекст и актуальность. В статье анализируется проблема социальной активности студентов как сферы их социализации и установления связей с различными социальными группами и обществом в целом. Одной из важнейших ее составляющих является вопрос о субъектной регуляции социальной активности. Предполагается, что в зависимости от типа субъектной регуляции (автономного или зависимого) студенты предпочитают различные формы социальной активности, реализуют социально-ориентированную активность и проявляют специфику склонности к риску.
Дизайн исследования. В работе проанализированы уровневые показатели приверженности к разным формам социальной активности студентов в зависимости от типа их субъектной регуляции; проведен типологический анализ склонности к риску и переживания неопределенности у студентов с автономным и зависимым типами субъектной регуляции; проверена гипотеза о прямых и косвенных эффектах влияния автономии на общую и социально-ориентированную активность с помощью структурного моделирования.
Участники. В исследовании приняли участие 297 студентов дневной формы обучения вузов г. Саратова (36% мужчин), средний возраст М=21; SD=2,74.
Методы (инструменты). Шкалы оценки различных форм социальной активности, переживания неопределенности с размерностью от 1 до 5, методика оценки компонентов и обобщенного показателя социально-ориентированной активности (Р.М. Шамионов, М.В. Григорьева), опросник «автономности-зависимости» (Г.С. Прыгин), опросник склонности к экстремально- рискованному поведению (М. Цуккерман).
Результаты. Студенты с автономным типом субъектной регуляции более привержены к досуговой, социально-политической, гражданской активности, с зависимым типом — к протестной активности. Социально-ориентированная активность более привлекает студентов с автономным типом субъектной регуляции. Студенты с автономным типом регуляции характеризуются более высокими показателями неадаптивного стремления к трудностям, с зависимым типом — поиска новых впечатлений и переживания неопределенности. Тип субъектной регуляции оказывает прямое влияние на вариации социально-ориентированной активности, а склонность к риску является медиатором причинной связи автономности с социально-ориентированной активностью, а также возраста с общей активностью студентов.
Основные выводы. Студенты с автономным и зависимым типами субъектной регуляции характеризуются спецификой в приверженности к различным формам активности и в отношении к риску. Установлена причинная связь субъектной регуляции с социально-ориентированной активностью.

Читать подробнее (Источник): PsyJournals.ru – новости психологии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *