Ранее упоминалось, что возникновение психоанализа было значимым моментом в развитии психотерапии — как теоретическом (появляется универсальная «большая теория», способная так или иначе объяснить патогенез и течение расстройства), так и практическом — именно Зигмунд Фрейд и его ученики добились признания психотерапии как немедицинского вида практики и выхода психотерапии из кабинета клиники в домашние кабинеты или специально оборудованные отдельные кабинеты психологов.
Психоанализ — лишь одна из школ психотерапии (а не «единственная психотерапия»!), а значит — имеет свою философию и предлагает свой метод лечения. Основные признаки: бессознательное существует, конфликт внутри психики приводит к нарушениям и расстройствам, осознать свои бессознательные влечения трудно (сопротивление, защиты), через осознание своего бессознательного — достигается положительный результат. При этом, терапия рассчитана на частые встречи и достаточно долгий период (годы).
Помимо психоанализа, другие направления и школы психотерапии используют другие техники, основаны на других теориях, их эффективность также пристально изучается.
Впервые Фрейд использовал термин «психоанализ» в 1896 году в статье «Наследственность и этиология неврозов». 1-й Международный психоаналитический конгресс в 1908 году собрал более 40 человек, а второй — уже гораздо больше. Начинает издаваться журнал, организуется международная Ассоциация.
По рекомендации Фрейда, президентом Международной психоаналитической ассоциации избирается К. Г. Юнг. Президентами отделений ассоциации стали в Берлине К.Абрахам, в Вене А. Адлер, в Цюрихе Л. Бинсвангер. Психоанализ распространяется в Европе, включая и Россию, а в 1911 году создана Американская психоаналитическая ассоциация.
Вместе с тем в ранее единой школе Зигмунда Фрейда начинают происходить идейные столкновения — и личные обиды, и теоретико-практические разногласия. многие последователи психоаналитических идей расходятся с Фрейдом, который ревниво относился к кристальной чистоте первоначального учения, а также к идейности кадрового состава своих учеников. В результате этого раскола постоянно проихсодит образование различных школ психоанализа.
Часть из них остаются в рамках психоаналитического движения, а многие другие — становятся самостоятельными направлениями в психологии и психотерапии. Тем не менее, можно увидеть, что за сто лет психоанализа в его рамках возник ряд школ и направлений, основывающихся на психанализе как на теории и методе. К основным таким направлениям можно отнести:
• Классический психоанализ (З. Фрейд), и его первые последователи (О. Ранк, Г. Закс, К. Абрахам, Э. Джонс, Ш. Ференци)
• Аналитическая психология (К. Г. Юнг),
• Характероанализ (В. Райх 1897-1957) — работа с естественной сексуальностью
• Эго-психология (Анна Фрейд, Эрик Эриксон) — выдвигает ЭГО на первый план (вместо ОНО)
• Гуманистический психоанализ (К. Хорни, Э. Фромм)
• Теории объектных отношений — Д. Винникот, М. Балинт, Отто Кернберг (терапия сфокусированная на переносе, 1928-…), и особняком стоит школа М. Кляйн (1882-1960)
• Экзистенциальный психоанализ — Ж. П. Сартр, Л. Бинсвангер
• Структурный психоанализ — Ж. Лакан
• Селф-психология — Хайнц Кохут (1913-1981) — роль эмпатии и проявлениям самости в окружающем мире, теория зеркальных и идеализированных селф-объектов
• Интерсубъективный подход — Р. Столороу — процессы психического развития и лечения рассматриваются как взаимодействие субъективных миров (продолжение идей Кохута)
• Интерперсональный психоанализ — Г. С. Салливан, Клара Томпсон — роль межличностных отношений в терапии
• Нейропсихоанализ -связь нейропсихологии с идеями психоанализа — Й. Панксепп, М. Солмс *
История психоанализа в нашей стране шла от очень сильного распространения идей в начале ХХ века, через запрещение психоанализа в 30-е годы, через неприятие их с 30-х по 80-е, и наконец, возрождение психоанализа происходит в 90-е годы в основном, в русле мирового тренда — многие наши аналитики входят в международные ассоциации либо представляют западные школы здесь.
Связь психоаналитика с западными ассоциациями обеспечивает не «самобытность», а реальное качество проводимой терапии.
*) Подробнее о нейропсихоанализе: http://psyresearchdigest.blogspot.ru/2013/09/chto-takoe-nejropsikhoanaliz.html