Школы психотерапии. 22. Конструктивистские подходы в психотерапии конца ХХ – начала XXI веков

“Школы психотерапии” – цикл заметок, посвященных наиболее заметным подходам и методам терапии. Это – часть проекта “Карта психотерапии”, который состоит из цикла “На стыке” (персоналии), и “Школы психотерапии” (подходы). В каждом тексте вы найдете перекрестные ссылки на оба цикла. Так формируется гипертекстовая карта психотерапии. По окончании публикаций будет опубликована сама карта возникновения и развития подходов, их основателей, заметных представителей, а также узловых пересечений между ними.

Школы психотерапии 22 Конструктивистские подходы в психотерапии конца ХХ  начала XXI веков

Эту заметку мне писать тяжеловато – очень многое хочется донести, но вряд ли получится на паре страниц текста. Дело в том, что начиная примерно с 1995 года я, будучи студентом, при содействии удивительных людей – Инсу Ким Берг и Стива де Шейзера, начал погружаться в мир этих подходов (и до сих пор продолжаю!). О конструктивистских “нестандартных” подходах в то время в России слышали считанные единицы терапевтов – наши пионеры системной семейной терапии. А о других подходах терапии я узнавал только из вузовского обучения. Получается, что думая и работая в этих подходах, я говорю “от себя”, а только в последние “долгие годы” изучаю другие подходы, открывая для себя “другой мир”. Что на самом деле непривычно – приходится перестраиваться с ног на голову (или наоборот)…

Постараюсь немножко наметить канву. 

Все началось, скорее всего, с начала 1970-х, когда некоторые терапевты начинают осознавать, насколько сложны системы с которыми мы работаем. Как мало влияет знание о структурах (см. структурные терапии), на реальный ход терапии – ведь у всех все по-разному, все хотят совершенно разных вещей. И как сильно влияет “навязывание” терапевтом своих знаний о структурах и прочих гипотез на ход терапии в худшую сторону. Значит – отказываемся от структурности (переходим в постструктурализм) и творим на встрече, в моменте общения – не забивая себе и клиентам голову гипотезами.

Направления которые кратко здесь упомянуты, и относятся к постструктуралистским, постмодернистким (конец ХХ века – эра постмодерна), и конечно они следуют идеям конструктивизма (см. Вацлавик и др.), – реальность у всех своя, можно ее исследовать и улучшать (“оптимизировать” социальное, в частности, взаимодействие). Терапия теперь – не передача авторитетного мнения и совета, а совместное конструирование “как будет лучше”. Подходы расли безусловно в системном ключе, со всеми идеями относительно коммуникации, систем, структур и тп., а потом стали потихоньку отходить от этого – получаясь таким образом, постсистемными и постструктуралистскими. Этот комплекс идей конечно можно отнести и к позитивной психологии, но с большими натяжками – там речь все же о другом. Здесь большой акцент на социальном конструировании реальности (Джерджен, Шоттер и др), на терапии как сотворчестве, фокусировка на желаемом и наблюдении за кусочками этого желаемого в настоящей реальности, через диалог, через особое использование языка нашей беседы.

Джон Шоттер и Харлин Андерсон

Как пишет Харлин Андерсон, “постмодернистская мысль движется к знанию как практике дискурса (беседы – АМ), к множественности нарративов (повествований – АМ), которые более локальны, контекстны, текучи; она движется к множественности подходов к анализу субъективного знания, истины, языка, истории, личности, власти. Она подчеркивает относительную природу знания и творческую природу языка”.

Особенности постмодернистских подходов: междисциплинарность (интегративность), социальное конструирование знания и идентичности, внимание к конкретному контексту, язык как центральный концепт терапии, парнерские отношения в терапии, признание ценности множества голосов и мнений, признание ценности “маленького знания”, клиент как эксперт, открытость терапевта в случае если его мнение/ценности важны для клиента и терапии, утилитарный подход – делаем то, что работает, максимальное ресурсирование клиента. Данные подходы в терапии как правило относятся к brief – не столько краткосрочным по сроку, но сжатым – ориентируемся на запрос и не тратим лишних сессий на то, о чем клиент не просит.

Выделим 3 основных направления:

1) Нарративная терапия (Майкл Уайт 1949-2008 и Дэвид Эпстон р. 1944, Австралия). Девиз: человек – творец своей истории.

Нарративная терапия: человек – автор своей истории

 

Один из основателей нарративной терапии – Майкл Уайт

“Мы верим, что мы проживаем жизнь как истории – которую мы рассказываем, которую рассказывают нам и о нас. В них – смыслы нашей жизни, они организуют наши отношения, идентичность, возможности. Когда мы меняем историю, начинает меняться и наше восприятие жизни…” (Фридман и Комбс).


Автор с Джилл Фридман и Джином Комбс

 

2) Ориентированная на решение краткосрочная терапия – SFBT – Опять Милуоки, штат Висконсин! (блестящий философ и психотерапевт Стив де Шейзер 1940-2005 и его супруга Инсу Ким Берг 1934-2007 и их коллеги).


Стив и Инсу

Возникает в конце 1970-х в Центре краткосрочной семейной терапии как семейная и индивидуальная терапия. Девиз: не анализируем причины, но направляемся к тому, что нужно клиенту. Цитаты: “Не думай – наблюдай”. “Если у тебя появилась какая-то гипотеза относительно клиента – прими аспирин, сядь в уголочке и подожди пока это пройдет”. Немного подробнее вы можете прочитать в моей маленькой книжке «SFBT: Ориентированная на решение краткосрочная терапия» (можно скачать в сети бесплатно).

Ориентированная на решение терапия прекрасно может применяться в работе с детьми – Бен Фурман является разработчиком всемирно известного подхода “Навыки ребенка” (Kids’ Skills).


Беседуем с Беном Фурманом…

Каждая сессия это в каком-то смысле уникальное событие и главное что должен делать терапевт – это слушать и быть простым. И если вы будете так делать, я думаю, клиенты скажут вам что нужно делать. – Стив де Шейзер.

 


Харлин Андерсон 

3) Коллаборативная терапия (Харлин Андерсон р. 1929, Гарри Гулишиан 1924-1991). Возникла в США в конце 1970-х. Девиз: Диалог терапевтичен. Трудности понимаются как несоответствия в диалогах между людьми. В терапии, как пишет Харлин,

“участники становятся партнерами по разговору, вовлекаются в диалогические отношения. Это бесценно, потому что люди – существа, которые встречаются, слушают и отвечают друг другу, по мере того, как вовлекаются в социальную активность и сообщество”.

Терапия также является исследованием, для этого терапевт занимает позицию “не-знания” и  открытости перед клиентом – делится своими идеями но не навязывает их.

Кроме того, к конструктивистским относят такие направления как: “открытый диалог” (Финляндия – Яакко Сейккула и Маркку Сутела) который во многом базируется на идеях Л. Выготского и М. Бахтина;  “относительный транзактный анализ” и “социальная терапия” Фреда Ньюмена и Эрика Кассела, подход “5-я Провинция” (Ирландия), и некоторые другие подходы подходы, практически не представленные в РФ. Где-то близко на границе постмодернистских и структурных/стратегических находится КСТ Дж. Нардонэ (вообще проблема классификации и установления взаимосвязей между различными школами стоит до сих пор).

Приглашаю к диалогу )) В комментариях напишите, что хотелось бы узнать больше, или ваши добавления и пожелания, мне это очень важно! )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *