Школы психотерапии. 19. Краткосрочная психодинамическая и Проблемно-ориентированная терапия

“Школы психотерапии” – цикл заметок, посвященных наиболее заметным подходам и методам терапии. Это – часть проекта “Карта психотерапии”, который состоит из цикла “На стыке” (персоналии), и “Школы психотерапии” (подходы). В каждом тексте вы найдете перекрестные ссылки на оба цикла. Так формируется гипертекстовая карта психотерапии. По окончании публикаций будет опубликована сама карта возникновения и развития подходов, их основателей, заметных представителей, а также узловых пересечений между ними.

Школы психотерапии 19 Краткосрочная психодинамическая и Проблемно ориентированная терапия

В 1950-1960-х годах приобретает сторонников движение за повышение эффективности, снижение стоимости и срока психотерапии. Это коснулось даже адептов психоанализа, хотя неторопливость и основательность – казалось бы, неотъемлемая характеристика этого подхода.

Основоположниками краткосрочной психодинамической психотерапии примерно с 1960-х годов являются Александер (Alexander F. G.), Малан (Malan D. Н.), Манн (Mann J.), Девенлу (Devanloo H.), Балинт (Balint M.), и др.

КПП теперь ориентируется на способности самого клиента к обработке новой информации, полученной на сессиях, а само количество встреч чаще ограничивается 10-12 (до 40), что, конечно, немыслимо в классическом психоанализе. Именно Манн в 1973 году публикует свое наблюдение – оказывается, клиент начинает проявлять улучшения в связи с неизбежным разрывом (сепарацией) со свом терапевтом, так почему собственно не назначить эту сепарацию на более ранний срок? 🙂

Целью КПП теперь является достижение изменений в поведении, связанных с фокусированной областью конфликта, в отличиеот классического подхода, который ориентировался на преодоление комплекса базальных конфликтов.

КПП признана в большинстве европейских стран как эффективная модель, имеет большую доказательную базу.

На основе этого подхода, в клинике Бернского университета швейцарский психотерапевт Андреас Блазер с коллегами разрабатывают новую собственную модель – проблемно-ориентированную психотерапию (ПОПТ).

Этот подход можно отнести к интегративным, поскольку он “собран” из элементов психодинамического подхода, гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой, телесно-ориентированной терапии:

Детально разработанной концепции, объединяющей обширные знания по интеграции методов, не было. В начале 80-х годов наша небольшая группа приступила к разработке концепции интегрированной краткосрочной психотерапии. Мы исходили из того, что результаты нашей работы можно будет использовать в повседневной клинической практике и при подготовке специалистов в области психотерапии.

Принципы проблемно-ориентированной психотерапии:

– ориентированность на проблему (это важный момент – за счет этого модель достигает высокой эффективности);

– ориентированность на клиента;

– структурированность, четкие показания к терапии.

– интеграция техник, например в палитру приемов входят, например, вербализация эмоционального переживания, когнитивная интерпретация, техника переноса прошлого в настоящее, прогрессирующая мышечная релаксация Джекобсона, расслабление с помощью активного дыхания, аутогенная тренировка, выражение эмпатии  и другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *