Школы психотерапии. 18. Нейролингвистическое программирование

“Школы психотерапии” – цикл заметок, посвященных наиболее заметным подходам и методам терапии. Это – часть проекта “Карта психотерапии”, который состоит из цикла “На стыке” (персоналии), и “Школы психотерапии” (подходы). В каждом тексте вы найдете перекрестные ссылки на оба цикла. Так формируется гипертекстовая карта психотерапии. По окончании публикаций будет опубликована сама карта возникновения и развития подходов, их основателей, заметных представителей, а также узловых пересечений между ними.

Школы психотерапии 18 Нейролингвистическое программирование

 

Идеи системного подхода, кибернетики, развитые в частности, в Институте ментальных исследований (MRI) в США, развиваются в то же время и другими сообществами.

Одной из сложившихся групп, которым интересны были эти идеи, стали эпатажные калифорнийцы – Джон Гриндер (р. 1940, а с конца 60-х – занимался лингвистикой и  преподавал в Калифорнийском университете), более молодые Фрэнк Пьсюелик (р. 1945, учился у Гриндера в КУ), Ричард Бэндлер (р. 1950 – первый соавтор Гриндера) и другие.

Гриндер и Бендлер изучают транскрипты сессий Милтона Эриксона, Вирджинии Сатир и Фрица Перлза и в 1975 публикуют книгу “Структура магии”.

Главная идея – что всем этим техникам можно научиться любому и достичь магических результатов, усвоив языковые (и паравербальные) модели языка этих терапевтов. (Как эта идея напоминает работы по актерскому мастерству Станиславского, Чехова, Гиппиус). Как пишет Пьюселик, “В четверг, …Джон обучил нас языковым паттернам метамодели всего-то за двухчасовую учебную пару. … хотя у меня не было никакой терапевтической подготовки и я никогда не посещал занятия по психологии, к своему изумлению я осознал, что могу задавать вопросы так, как будто я являюсь опытным психотерапевтом. Я обнаружил, что с помощью нескольких правильно подобранных вопросов члены моей семьи, однокурсники, друзья и даже случайные знакомые переживали ценные прозрения и прорывы. Мне стало понятно, что признание нескольких фундаментальных языковых паттернов и умение задавать правильные вопросы давало человеку невероятную способность стимулировать изменения и развитие”.

Также в 1975 Грегори Бейтсон прочитал “Структуру магии”, поддержал их увлечение психологией и лингвистикой, и уже лично познакомил их с мастером недирективного гипноза Милтоном Эриксоном – утверждая что изучение Эриксона, точнее, его лингвистических особенностей, было бы им интересно. Очень быстро исследователи пишут еще несколько книг, начинают проводить семинары, и так родилось направление нейролингвистического программирования (НЛП), которое стало широко развиваться (NLP trademark 1978). Философия и практика сплелись в нем очень плотно, а поскольку подход подразумевает некую алгоритмичность, оно получило множество поклонников – на тренингах этому учат технологично – на “делай раз, делай два”. Подход активно развивался, но по состоянию на сегодняшний день, есть много критики (см подробнее ссылка в конце статьи)

Фрэнк Пьюселик последнее время занимается коучингом (с 2002 г – в Одессе) и центрами ресоциализации наркозависимой молодежи (РФ, Украина). Бендлер подозревался в убийстве, но был оправдан вместе с другим подозреваемым, и от NLP перешел к разработке и продвижению нового подхода – Design Human Engineering – DHE – акцент на развитии сверхспособностей восприятия и памяти. Джон Гриндер также ввел новинку – Новый код НЛП, проводит семинары, и как и раньше, занимается активной работой. В России большое сообщество НЛПеров. Среди наиболее известных мировых звезд НЛП – Тони Роббинс (подход Neuro Associative Conditioning), Майкл Холл (нейросемантика), Тед Джеймс (NLP Coaching, Time Line Therapy).

Философия НЛП – структурализм, который предполагает, что в основе любого психического явления, процесса лежат определенные закономерности и структуры. НЛП отличает интересная методологическая основа – атеоретичность, опора на практику и на реальный опыт, незашоренность, открытость новому. Это направление, пожалуй, наиболее практично и фокусировано на реальных изменениях и на оптимизации взаимодействия между людьми, достижения наилучшего взаимопонимания, решения конфликтов, эффективного обучения и тп.

Но… как ни парадоксально, даже такая “квинтэссенция” психологической и педагогической практики не гарантирует достижения нужных результатов в нужное время. Часто и клиенты НЛП-терапевтов обращаются к представителям других подходов с просьбой: “Помогите, для меня это не сработало…” Возможно, “ящик с инструментами” – это не все, что нужно для работы мастера…

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%9B%D0%9F_%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0) 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *