Школы психотерапии. 15. Появление и развитие идей системной и краткосрочной терапии

“Школы психотерапии” – цикл заметок, посвященных наиболее заметным подходам и методам терапии. Это – часть проекта “Карта психотерапии”, который состоит из цикла “На стыке” (персоналии), и “Школы психотерапии” (подходы). В каждом тексте вы найдете перекрестные ссылки на оба цикла. Так формируется гипертекстовая карта психотерапии. По окончании публикаций будет опубликована сама карта возникновения и развития подходов, их основателей, заметных представителей, а также узловых пересечений между ними.

Школы психотерапии 15 Появление и развитие идей системной и краткосрочной терапии

“Молодого мужчину, который только что пришел в себя после тяжелого приступа шизофрении, посетила в больнице его мать. Он обрадовался ее визиту и импульсивно обнял ее рукой, отчего она окаменела. Он убрал свою руку, а мать спросила: “Ты меня больше не любишь?” Мужчина покраснел, а она сказала: “Дорогой, ты не должен так легко расстраиваться и бояться собственныхчувств”. После этого происшествия пациент не был в состоянии остаться с ней более чем на несколько минут и после ее ухода напал на ассистента и был заперт в ванной”

Это цитата-демонстрация принципа “двойного послания” из знаменитой статьи “К теории шизофрении” (1956) Грегори Бейтсона, Дона Джексона, Джея Хейли и Джона Уикленда  – пионеров изучения коммуникации (Бейтсон все же был первым, кому пришло в голову стать организатором и заняться этим вплотную).

Статья эта являлась, фактически, отчетом по исследовательскому проекту, организованному Грегори Бейтсоном. Утверждалось, что нарушения коммуникации могут привести к шизофрении, теория сейчас оспорена, но исследования были гениальны, грандиозны по своей новизне, и привели к появлению большого нового куста направлений психотерапии и консультирования.

Вернемся чуть назад – 1940-е годы – рост идей кибернетики – новой науки об общих закономерностях получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах – будь то машины, семьи, общество. Собственно, как наука, она была предложена Норбертом Винером в 1948.

Начиная с 1942 года и далее Бейтсон (знаменитый уже к тому времени английский антрополог) участвует в конференциях по кибернетике (а именно – по обратной связи) в Нью-Йорке, и других семинарах. Вырабатывается новая философия – изучающая  функционирование простых и сложных систем. Для системного подхода важно иметь дело не столько с элементами, сколько с связями и отношениями между ними и с тем, как происходит в них передача информации (коммуникация). С конца 40-х, Бейтсон решил полностью сконцентрироваться на изучении коммуникации и собирает проект, куда войдут уже упомянутые выше соавторы-исследователи. Концепция Бейтсона и соавтором изменила взгляд на психические нарушения – стало возможным работать с ними как с процессуальными – их причины и решения – в коммуникациях, в отношениях, а не в отдельных личностях.

Целью любой терапии становится регулировка процессов обработки информации.

Фишки: системы, информация, коммуникации, отношения, краткосрочность, интервенции, предписания, клиническое подтверждение

В 1958 году соратник Бейтсона Дон Джексон, совместно с Джулесом Рискиным и Вирджинией Сатир, создает Mental Research Institute (MRI – Институт психических иследований) в Пало Альто. Бейтсон наряду с Хейли, Фраем и Уиклендом занимают своего рода, пост консультанта в MRI. Институт посещал иногда Милтон Эриксон, методы которого уже давно изучали Хейли и Уикленд.

В 1962 году к группе MRI присоединяется Пол Вацлавик – доктор философии из Австрии (обучался в частности, в институте Юнга в Цюрихе на аналитика).

В этот период основное вниманиев MRI, всё чаще, уделяли методологии изменений – как проблема появляется, что ее поддерживает и что собственно с ней делать. Бейтсон несколько отходит от терапевтических “институтских” дел, больше посвящая себя философии. Издается совершенно новый журнал по семейной терапии –  “Family Process”. Многие участники MRI (Хейли, Сатир, Минухин) начинают заниматься своими центрами и теориями, а в институте “из старичков” продолжают работать Вацлавик и Дон Д. Джексон, которые публикуют значимую работу по коммуникации  – “Прагматика человеческой коммуникации” (Pragmatics of Human Communications).

При MRI создается Brief Therapy Center (Центр Краткосрочной Терапии) – “полигон идей MRI”, существующий и практикующий и по сей день. Директором его стал профессор Ричард Фиш, а содиректором – Джон Уикленд (близкий ученик Бейтсона). Приведем одну из его цитат, которая поможет охарактеризовать стиль терапии и ее парадоксальность: “Когда у тебя есть проблема, то всё проклятое в жизни повторяется, вновь и вновь. А когда у тебя больше нет проблемы – то жизнь становится одним проклятием за другим”.

Таким образом, в результате этого [возможно-самого] значительного периода в истории психотерапии ХХ века в США 1950-1960-х годов (“Бейтсоновский проект” 1953-1963), были созданы все предпосылки для появления разнообразных направлений системной семейной и краткосрочной психотерапии, которые мы рассмотрим в следующих заметках. Это и стратегическая, и структурная семейные терапии, и НЛП, и краткосрочная стратегическая, и ориентированная на проблему, и фокусированная на решении, и множество других значимых и самостоятельных подходов.

Главной фокусировкой, которая объединяет эти подходы в одном русле, является, пожалуй, поиск наилучшей модели коммуникации, приводящей к переменам. Принципы ориентации на цель и экономичности – краткосрочная терапия не должна “уложиться в N сессий”, но терапевт не проведет ни одной лишней сессии, если она не будет нужна для достижения обозначенной цели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *