Если вы слышите внутри себя голос: “Ты не можешь рисовать” – рисуйте во что бы то ни стало, до тех пор, пока голос не стихнет. (Винсент Ван Гог)
В 1949 Макс Люшер (1923-2017) защищает диссертацию «Цвет как инструмент психодиагностики» (ему было на тот момент всего 26 лет). В данной работе выбор цвета рассматривается как основание для диагностики, а в других работах Люшера замечательно описываются история и основы психологического подхода к восприятию цвета, универсального для всех.
Надо сказать, что Люшер явно не первый, кто задумался о проективных тестах, цветах и формах — к тому времени он уже был членом международного общества Роршаха (Генрих Роршах: 1884-1922). Думается, что именно Роршаха (отец которого был учителем рисования, а сам он планировал поступать в художественную школу, но остановился на психиатрии), можно считать дедушкой союза искусства и психологии — в 1921 году выходит его «Психодиагностика», где по предпочтениям форм и цветов предлагается ставить диагнозы.
Арт-терапия как направление психологической коррекции основывается на убеждении, что полезной является целенаправленное творчество человека по выражению своего состояния и проработка психологических проблем с помощью художественных средств. Арт-терапия, пожалуй, наиболее близка имагинативным (образным) направлениям, а также — телесной и трудовой терапии.
Арт-терапия: Когда слов не достаточно.
В основе работы — выражение метафоры, через рисунок, пластилин или глину, маску или рассказ. Для того чтобы справиться с психологической проблемой, необходимо найти и создать образ-метафору проблемы, осознать его, далее — изучить и «пробработать» эмоции, связанные с проблемой, освободить психику таким образом от негативных переживаний. Официально рождение арт-терапии относят к 1938 году, когда этот термин использовал художник Адриан Хилл, работавший в санаториях с детьми. Первое известное серьезное применение арт-терапии как психологически обоснованной техники коррекции эмоционально-личностных проблем — относится к работе с детьми, эмигрировавшими в США из Германии во время второй мировой войны.
Однако известны и более ранние свидетельства о благотворительном воздействии художественных упражнений на людей. Так, в 1796 году английский священнослужитель Вильям Тук открыл «Йоркское убежище», где впервые в средневековой Европе лечение душевнобольных жестокими наказаниями было заменено лечением впечатлениями и трудовыми занятиями. В 1786 году писатель А. Т. Болотов (Россия), написал статью, где утверждалось, что справляться с болезнями помогает «блаженное искусство увеселяться красотами натуры». Врач П. А. Бутковский в 1834 г. отмечает, что «упражнения в любых предметах, в рисовании, живописи, гравировании, разборе камней, растений и пр.» «исправляет умственные силы», а игры, увеселения, музыка, зрелища, путешествия возбуждают «желательную силу», а психиатр Малиновский в 1847 году написал первый российский учебник психиатрии, где четко описывает лечение душевнобольных путешествиями, чтением, рисованием, рукоделием, садоводством и приводит «случай помешательства, излеченного почти одними только занятиями».
Тем не менее, современная арт-терапия — как правило — более структурированный подход к лечению, выделяют творческую, интегральную, проективную, сублимационную арт-терапию. К средствам арт-терапии относят просмотр кино и чтение (библиотерапия), резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетения, шитьё, выжигание и многие другие техники. Тем не менее, целями арт-терапии можно считать не излечение конкретных проблем, а гармонизация личности, помощь человеку в самореализации и свободном самовыражении и самосознавании. С другой стороны — «бабушка» арт-терапии Маргарет Наумберг (1890-1983) еще в 1940-е годы (США) активно боролась за клиническое применение и признание арт-терапии: представляла свои исследования в психиатрико-психологическом сообществе, публиковалась, работала в клиниках, читала курсы для бакалавров.
Современная арт-терапия — разветвленная область психологической коррекции, имеющая свои диагностические и коррекционные методы, сочетающая в себе различные теории и методологические основы, применяется в индивидуальной и групповой работе в различных условиях (от детских походов до организационного коучинга или клинической работы). Со временем, изобретаются все новые и новые средства, но главная черта арт-терапии остается в умении сочетать традиционное и современное, казалось бы, несовместимое, в образной и символической работе, освобождая скрытое, выводя на сознательный уровень, прорабатывая и предоставляя возможность человеку развиваться.