В середине 90-х, когда я пытался разобраться в разных подходах и школах психотерапии (как видите — до сих пор не получилось), я случайно купил в институтском ларьке книжку «Внутри и вне помойного ведра» — воспоминания Фрица Перлза (создателя гештальт-терапии). Она показалась мне очень энергично и забавно написанной, при этом имела отличные магические свойства — притягивала читателя и погружала его в мир гештальта, переживаний с ним связанных.
Гештальт-молитва звучит так:
Я делаю своё дело, и ты делаешь своё дело.
Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты — это ты, и я — это я,
И если нам случилось найти друг друга — это прекрасно.
А если нет — этомунельзя помочь.
Независимость личности, «делай, что тебе самому хочется — освободись», будь независим от условностей и ожиданий (своих собственных, и от ожиданий других к тебе), — этот мотив становился все более и более популярным в период критики психоанализа, рацвета гуманистических (ориентированных на целостную личность как самостоятельную ценность) подходов, Опять же — после предвозвестия свободной эпозхи для детей разбитого поколения битниками в пятидесятых Керуак Гинзберг Берроуз и наступают шестидесятые и семидесятые Эры Водолея, детей цветов хиппи и рок-фестивалей с первой массовой примесью драйва секса путешествий буддизма наркоты харе кришна и свободных отношений [знаки препинания в этом абзаце отсутствуют специально в соответствии с традицией свободного стиля Керуака].
Битники:
Гештальт-подход базируется на так называемой «парадоксальной теории изменения» (термин вводит А. Бейссер в 1970 году): «изменение происходит тогда, когда некто становится тем , кто он есть, но не тогда, когда он пытается стать тем кем он не является». Быть собой очень сложно, если проще быть кем-то другим, и когда терапевт помогает тебе быть кем-то другим. Гештальт-терапевт помогает быть собой.
Безусловно, гештальт-терапия приобрела надежную социальную почву и вышла на пик популярности в 70-х — начале 80-хгодов (хотя первый гештальт-терапевтический институт основал сам Перлз еще в 1952).
Цель гештальт-терапии — научить психику регулировать себя, быть целостной (идея холизма), адаптивно и гибко приспосабливаться к окружающей среде. При этом — сам человекнесет ответственность за свои действия и намерения. Терапевт нужен, чтобы сфокусировать клиента на осознавании момента, ситуации, границ, фона и фигуры, себя и других «здесь и теперь», отказаться от постоянной само-интерпретации. В ней разработаны многие интересные техники, например, техника «пустого стула», «горячего стула», «фокусированного осознавания», и другие.
«В «типичной» терапевтической сессии, индивидуальной или в группе, клиент описывает какую-либо трудность или актуальную проблему; терапевт помогает ему «включиться» (экзистенциальное положение о свободе и ответственности) и сфокусироваться на своих переживаниях здесь и сейчас (awareness). Терапевт благодаря своему присутствию (способности слушать и оставаться чувствительным) старается установить терапевтический альянс, основанный на Я-Ты-отношениях. Затем терапевт предлагает клиенту эксперимент, направленный на развитие его креативности, позволяющий по-новому увидеть трудности, с которыми они работают в терапии, высвободить подавленные эмоции» (Г. Масколье «Гештальт-терапия: вчера, сегодня, завтра»).
Среди известных гештальттерапевтов — И. Фром, чета И. и М. Польстер, Д. Зинкер, Д. Энрайт, С. Гингер. Гештальт-терапия продолжает развиваться и имеет пул своих поклонников, многие техники вошли в арсенал других подходов психотерапии.