Манипуляции и психологические уловки вытеснили современные виды кибермошенничества

Только в Сбербанк за 2019 год обратились 2,5 млн человек с жалобами на звонки под видом банковской службы безопасности

Социальная инженерия набрала обороты за последние три года. Схемы киберворовства, считающиеся традиционными – скимминг и вредоносное ПО – отошли на второй план, сообщает «Коммерсантъ», ссылаясь на главу управления противодействия кибермошенничеству Сбербанка Сергея Велигодского.

По словам собеседника издания, помимо 2,5 млн жалоб, поступивших непосредственно в Сбербанк, имеется и «значительная доля» граждан, которые в банк не обращались.

Изменилась и технология мошенничества, Если в прошлом году злоумышленники пытались выведать у жертвы данные, чтобы провести незаконную операцию, что сейчас они вынуждают клиента совершить перевод собственноручно. В таких случаях службе банковской безопасности гораздо сложнее противодействовать хищению.

Еще в 2018 году мошенники освоили технологию подмены телефонного номера, добившись того, что жертва при входящем звонке видит на дисплее своего телефона номер банка. В конце 2019-го этой уловкой стали пользоваться намного чаще. Кроме того, сегодняшние мошенники обзавелись персональными консультантами, анализирующими метод встречного реагирования банков. Это позволяет преступникам быстро менять схемы.

В 2017 году самым популярным методом вывода украденных средств было пополнение счета мобильного телефона. Сегодня же самым популярным считается использование интернет-сервиса. На втором месте – карта другого банка.

Резкий рост атак с использованием социальной инженерии основатель DeviceLock Ашот Оганесян связывает с быстрой ликвидацией технических уязвимостей в банковских системах. Он напомнил о быстром развитии и таком же быстром спаде атак на интернет-банки на телефонах системы Android.

– С человеком же всегда есть индивидуальный шанс обмануть, напугать или запутать, – считает Оганесян.

При этом, для того, чтобы оказать влияние на человека, не нужна помощь дорогих узкоспециализированных «технарей», которые необходимы при взломе информационных систем. В случае «работы» с людьми мошенникам нужны только знания психологии на уровне бывшего наперсточника.

Мошенникам также «подыгрывает» уровень телефонии, оставшийся в ХХ веке. Эксперт отмечает, что протоколы голосовой связи пришли из 70-х и до сих пор не представляют возможности аутентифицировать звонящего.

Еще одним подспорьем для телефонных мошенников стала прекрасная их осведомленность о внутренних процедурах банка. Знакомство в процедурами антифрода предоставляет возможность найти варианты их обхода. К тому же, для вывода похищенных средств используются банковские счета, открытые на подставных лиц, это означает, что практика «знай своего клиента», которая стала в Европе стандартом, в России «применяется формально», считает генеральный директор Zecurion Алексей Ржевский.

Социальной инженерии на сегодняшний день можно противостоять только работой по осведомлению о потенциальной угрозе, уверен председатель Совета директоров «СерчИнформ» Лев Матвеев. По его мнению, для допустивших утечку информации организаций нужно усилить наказание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *