Джордж Келли: Конструкционизм

Цикл статей посвящен выдающимся людям, которые стояли на пересечениях подходов психотерапии, или на стыке психологии с другими дисциплинами. Среди таких людей – физиологи, актеры, психологи, антропологи, тренеры, психиатры, философы, лингвисты. Судьба и идеи каждого из них – особо значимая точка преломления линий развития науки и практики. Это – Game Changers современной психотерапии, об их идеях важно знать каждому вдумчивому практическому психологу. 

На стыке Джордж Келли

 

Джордж Александр Келли (1905 – 1967, США)

Джордж родился на ферме под Пертом (штат Канзас), он был единственным ребенком в семье. Отец Келли собирался стать пастором, но забросил это занятие и переехал на ферму вскоре после свадьбы. Когда Келли было четыре года, семья переехала в Восточный Колорадо, чтобы поселиться на участке, бесплатно предоставленном правительством. Поскольку в этом районе не оказалось водоносной почвы, семья вернулась на свою ферму в Канзас. В школе Келли, по его собственным словам, занимался «довольно нерегулярно». Закончил Парк-колледж, штат Миссури, в 1926 году со степенью бакалавра математики и физики. В течение этих лет его считали отличным оратором.

Факторы успеха: чувство своего предназначения; интерес к тому, что получается; постоянство выбранной раз и навсегда области занятий.

Хотя Джордж планировал заняться инженерным делом, но успех в дискуссиях и интерес к социальным вопросам, заставили его задуматься. Он поступил в на социологию в Университет Канзаса и параллельно занимался преподаванием. Защитил диссертацию в 1927 году.

На самом моем первом курсе психологии, я сидел на заднем ряду очень большого класса, откинувшись на стуле, чувствуя себя максимально комфортно и держал ухо востро. Профессор, очень милый человек, который, казалось, изо всех сил пытался убедить себя, что к психологии нужно относиться серьезно, повернулся к доске и написал «S», стрелку и «R». Я выпрямился на стуле и стал слушать внимательно, думая про себя, что после двух или трех недель такой подготовки, мы уж точно приступим к сути вопроса.

Зимой 1927 года Келли получил работу в колледже в штате Айова, где преподавал психологию и риторику, а также обучал театральному мастерству. Затем поработал авиационным инженером в авиационной компании. Поступил по обмену в Университет Эдинбурга, Шотландия, где получил степень бакалавра в области образования в 1930 году. Затем он поступил в Университет Айовы и получил степень доктора философии – в 1931 году он защитил диссертацию по общим факторам нарушения речи и речи.

Человек предвосхищает события, конструируя их подобия.

Он женился всего через два дня после получения степени доктора философии. В 1931 году Келли получил должность преподавателя, но обратил свое внимание на практику – область, которая, по его мнению, нуждалась в развитии – предоставление  психологических услуг взрослым и детям школьного возраста в университетском городке. Эти услуги включали консультирование (профессиональное и академическое), развитие академических навыков, психотерапию и логопедию.

За пределами кампуса также возник спрос на эти услуги. Келли разработал программу диагностики и лечения студентов. В это время Соединенные Штаты переживали тяжелую экономическую депрессию. Многие семьи были в бедственном положении. Потребность в этих услугах была настолько острой и общепризнанной, что штат финансировал передвижную клинику Келли напрямую. Теперь Келли и его команда из четырех-пяти студентов и аспирантов помогали людям реально справляться с повседневными проблемами, переезжая в фургоне с места на место.

Джордж Келли использовал в собственной работе психоаналитические интерпретации. Его изумляло то, с какой легкостью больные воспринимали фрейдовские концепции, которые сам Келли находил нелепыми. В качестве опыта Келли начал разнообразить интерпретации, которые он давал клиентам уже от себя.

Диагноз слишком часто является попыткой втиснуть целого, живого, борющегося клиента в какую-то нозологическую категорию.

Оказалось, собственно что больные все так же уверенно принимают предлагаемые им интерпретации и полны стремления поменять собственную жизнь в соответствии с ними. Келли пришел к выводу, что важно не содержание, а само наличие объяснения! По убеждению Келли, интерпретации Фрейда оказывались действенными только потому, что они расшатывали обычный способ мышления и предоставляли клиентам возможность думать и воспринимать иначе, чем раньше.

Важным оказалось то, что в процессе терапии происходит изменение того, как люди интерпретируют собственную ситуацию и как они видят будущее. Люди становятся подавленными или тревожными, вследствие того, что попадают в ловушку ригидных, неадекватных категорий личного мышления. Келли принял решение разработать техники для конкретной корректировки неадекватных методик мышления.

Теперь он предлагал больным осмыслить собственные убеждения и прояснить их. К примеру, беспокойная, подавленная клиентка убеждена, что если будет спорить с супругом, то вызовет в нем сильнейшую злость. Келли настоял на том, чтобы она все равно попробовала выразить супругу свои доводы. Выполнив поручение, клиентка удостоверилась, что это безопасно. Келли пришел к выводу, что в корне неврозов лежит неадаптивное мышление. Трудности невротика лежат в способе мышления, а не в прошедших событиях.

Итак, Келли старался корректировать мышление больных. Это, разумеется, послужило толчком к появлению рационально-эмотивной терапии А. Эллиса и когнитивной терапии А. Бека.

Я был так озадачен, что все это сразу назвали «когнитивным», что решил написать еще одну короткую книгу, чтобы донести, что я не причастен к  когнитивной теории.

Вскоре после начала Второй мировой Келли поступил в военно-морской флот США, где вместе с коллегами-психологами работал по отбору курсантов. После окончания войны Келли преподавал в Университете штата Мэриленд, был назначен профессором в Университете штата Огайо в 1945 году. В 1946 году он стал директором программы клинической психологии, на этом посту и оставался до 1965 года. Келли занимал также пост руководителя клинического направления  Американской психологической ассоциации.

Теория личностных (мне кажется, правильное название – именно “личных” – personal, а не “личностных” – personality) конструктов Келли является его наиболее значительным вкладом в психологию. Это теория, основанная на идее, что люди похожи на ученых-исследователей, которые проверяют личные теории или личные конструкции, о мире, о том, как он работает, и о себе. Поведение рассматривается как практический эксперимент. Люди используют свои конструкции в попытке предвидеть события и осуществлять контроль над своей жизнью. Теория личностных конструктов получила международное признание как уникальный вклад в психологию. Международный журнал “Психология личностных конструктов” был основан в 1988 году, позже сменив название на “Журнал конструктивистской психологии”.

На стыке: психоанализ, клиническая психология, психодиагностика, когнитивная психология, психотерапия, конструкционизм.

Что рекомендую почитать: “Психология личностных конструктов” Дж. Келли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *