Базовым навыком для работы с внутренней речью является навык наблюдения внутреннего диалога.
Освоим последовательность упражнения “Базовое наблюдение”.
Осмотритесь вокруг. Устройтесь поудобнее, прикройте глаза (как вам нравится, можно выполнять упражнение и с открытыми глазами). Отметьте области напряжения в теле, но не старайтесь расслабиться, просто заметьте и отпустите это наблюдение.
Прислушайтесь к звукам которые вас окружают. Теперь обратите внимание на собственные мысли. Оч ем сейчас вы думаете, что обсуждаете с самим собой? Представьте, как бы звучал голос, который их проговаривает? Попробуйте озвучить ваши мысли про себя. Это ваш голос, или он напоминает голос кого-то из детства, голос друга, знакомого, или другого услышанного ранее человека? Обратите внимание на тон голоса, ритм и скорость речи, наличие или отсутствие пауз – словом, опишите “паравербальные” характеристики.
Не нужно останавливать внутреннюю речь – она совершенно естественна и присуща всем людям. В большей или меньшей степени мы все обращаемся к себе в форме монолога или диалога, вопросов и ответов. Внутренняя речь – инструмент познания, развития, описания картины мира.
Впрочем, иногда внутренняя речь мешает обращать внимание на то, что происходит вокруг. Как писал К. Кастанеда в книге “Колесо времени”, «мы непрерывно разговариваем с собой о нашем мире. Фактически мы создаем наш мир внутренним диалогом. Когда мы перестаем разговаривать с собой, мир становится таким, каким он должен быть”. Повторюсь, остановка внутреннего диалога возможна лишь на како-то время, внутренняя речь диалогична, естественна и не является каким-либо нарушением.
Однако, от внутренней речи следует различать слуховые галлюцинации. Угрожающие, императивные, оценивающие “сторонние” голоса в ряде случаев могут быть признаком психического расстройства и должны быть обсуждены с врачом-психиатром. Бывают и слуховые галлюцинации в отсутствие психотической симптоматики, причины их пока не очень ясны. В целом, это предмет отдельных исследований.
Задача данной статьи – познакомить читателя с базовым способом наблюдения внутренней речи через самонаблюдение в подходе “Внутренний наставник”.
– Упражнение “Внутренний друг”
– Внутренний диалог как механизм развития личности
Видеокурс “Внутренний наставник”