Порядок работы с клиентами:
Мы можем вместе проанализировать опросник «Позитивных схем», выделить приоритеты работы, сконструировать желаемое будущее, начать двигаться к нему.
14 позитивных схем относятся к четырем основным категориям:
А. Связь и принятие:
1 — Эмоциональная наполненность – способность создавать близкие отношения со значимыми людьми, которая проявляется в раскрытии личных потребностей, чувств и мыслей, способность принимать и давать любовь и тепло. Ощущение, что рядом есть те, кому не всё равно, кто действительно понимает и заботится, кто готов принять тебя таким, каков ты есть. Восприятие себя как человека, достойного любви и уважения.
2 — Социальная принадлежность – способность устанавливать контакты с окружающими, есть чувство того, что люди разделяют одни и те же ценности и интересы, способность находить точки соприкосновения с другими;
эмоциональная открытость – способность комфортно выражать свои чувства, с людьми которые нравятся, легко быть непосредственным, вести себя спонтанно;
3 — Здоровый интерес к себе / Забота – человек заботится о близких, но при этом без чувств дискомфорта может принимать заботу о себе, считает свои потребности такими же важными как и потребности других; комфортно в отношениях, когда надо прислушиваться к проблемам других людей и другим людям не менее интересно слышать о моих проблемах; хоть и нравится делать что-то для близких людей, стараюсь найти время и для себя.
4 — Эмоциональная открытость и спонтанность — способность свободно выражать и обсуждать возникающие эмоции; где уместно — отвечать и вести себя спонтанно, не подавляя свои чувства. Человеку комфортно демонстрировать свою симпатию и привязанность к приятным ему людям.
Б. Здоровая автономия:
5 — Самостоятельность / Компетентность – человек чувствует свою самостоятельность в повседневной жизни, считает себя независимым, доверяет своим собственным суждениям, уверен в способности решать большинство возникающих повседневных проблем;
6 — Здоровые границы / Развитое Я – человек смог отделиться от своих родителей и стать независимым человеком как большинство других людей его возраста, смог наладить свою собственную жизнь и не слишком вовлекается в проблемы родителей, а они в его, присутствуют здоровые границы: есть конфиденциальность в отношениях с родителями без чувства вины за то, что не делимся всем друг с другом, есть чувство собственной идентичности от родителей и партнера;
7 — Стабильная привязанность – дает возможность во взрослом возрасте поддерживать стабильные и предсказуемые отношения с другими людьми, которые будут рядом, когда вы в них нуждаетесь; уверенность в том, что близкие не оставят и нет необходимости за них цепляться. Если все же что-то неприятное произойдет, то у человека есть уверенность что он справиться сам.
В. Реалистичные стандарты и взаимность
8 — Реалистичные ожидания – человек обычно реалистичен в отношении ожиданий от себя, ему не обязательно быть лучшим, чтоб получать удовольствие от сделанной работы; принимает «не идеальность», устраивает выполнение задач на уровне «достаточно хорошо»; в целом считает себя ответственным, но при этом может не беспокоится о некоторых вещах, умеет их «отпускать»; старается доводить дела до конца, но при этом оставляет достаточно времени для отдыха и развлечений, не беспокоясь о вещах, которые не было времени закончить;
9 — Эмпатическое уважение других — когда человек кого-то о чем- то просит и ему отвечают отказом, он обычно спокойно это принимает, не пытаясь добиться своего; соблюдает те же правила и ограничения что и другие и не ждет особого отношения к себе; может принять большинство ситуаций, в которых не разрешено делать что хочется и соглашается с тем, что решают другие; чувствует, что то, что могут предложить другие люди так же ценно, как и его собственный вклад;
10 — Самостоятельность суждений – человек чувствует себя значимым для других, даже когда они не обращают много внимания; ему не нужно много похвалы или комплиментов от других, чтоб почувствовать себя достойным человеком; чувствует себя достойным человеком не зависимо от того, есть ли большое количество денег или знакомства с важными людьми;
11 — Самосочувствие – человек может простить себя если допустил ошибку, при этом не чувствует, что заслужил наказание; не страдает в ситуациях, если потерпел неудачу; если не прилагал все усилия в какой-то деятельности, то не думает, что обязательно теперь потерпит неудачу; не зависимо от жизненных обстоятельств, считает себя хорошим и достойным человеком;
12 — Базовое здоровье / Оптимизм – человек обычно ощущает в безопасности, что ему ничего не угрожает (например, серьезные финансовые проблемы, болезни, люди, которые могут причинить боль) и что все будет в порядке; есть ощущение финансовой стабильности, что будет достаточно денег чтоб прожить в будущем, нет страха потерять все; чувствует себя физически здоровым и зря не беспокоится о своем здоровье, если только врач не диагностировал серьезную проблему со здоровьем;
Г. Компетентность
13 — Успешность – человек оценивает себя в работе и/или учебе не хуже других или даже лучше, считает себя компетентным человеком, таким же способным, умным и талантливым как и большинство людей в своей работе;
14 — Здоровый самоконтроль / Дисциплина – обычно человеку удается себя дисциплинировать выполнять рутинные и скучные задачи, проявляет настойчивость, если не удается достичь цели, может пожертвовать чувством немедленного получения удовольствия ради достижения долгосрочной цели, может себя заставить делать то, что не нравится если знает, что это принесет пользу.
КОДЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНЫХ СХЕМ
Развитие желаемого будущего — приоритет подхода «Ориентированная на решение краткосрочной терапии» (ОРКТ) и «Конструктивной терапии». Предлагаем одно из упражнений.
Результатом психотерапии является формулирование более позитивной и адаптивной схемы. Так как у большинства людей имеется несколько схем, новой адаптивной схеме необходимо быть разносторонней. Задача – найти подходящую лично для вас схему и понять, как она может повлиять на решения, которые вы принимает, и на ситуации, в которые вы попадает. Чтобы сделать новую схему более гибкой, укажите ограничения: например, «Иногда я бываю очень умным» или «Я часто нравлюсь людям».
Что сделать:
«Представим, что вы нашли новую схему и научились относиться к себе намного лучше. Вы больше не считаете себя некомпетентным [или: любая другая негативная схема] – отныне вы достаточно компетентны. Какими были бы последствия такого изменения отношения к себе? Как вы думаете, какие техники когнитивной терапии вы могли бы использовать для подкрепления этой новой схемы?»
Перефразируем все свои негативные схемы, подобрав для них более позитивные или адаптивные формулировки. Для проработки каждой схемы рекомендуется использовать форму:
В этой форме можно перечислить все решения, возможности, мысли и переживания, которые открылись бы вам благодаря новой схеме.
Возможные трудности
Некоторым кажется, что это упражнение нацелено исключительно на то, чтобы они «почувствовали себя лучше», но с реальностью оно никак не связано и ничего на самом деле не изменит. Вам нужно понять, что такая «примерка» новой схемы со временем поможет ощутить себя в ней комфортно. Кроме того, чтобы закрепить схему, полезно регулярно анализировать ее преимущества и недостатки, изучать подкрепляющие ее доказательства, применять технику двойных стандартов и, если нужно, проводить ролевые игры. Недостаточно просто повторять себе: «Я компетентен». А постоянное использование когнитивных техник постепенно ослабит влияние старой негативной схемы.
Чтение по теме:
Обратите внимание на ззаметку «Воспитание. Качества хороших родителей»: https://lifecon.ru/good_parents/