История относит возникновение позитивной психотерапии к 1968 году, когда психиатр и невролог иранского происхождения Носсрат Пезешкиан (1933-2010), переехавший в Германию в 1954 году и блестяще отучившийся в различных немецких университетах (а также прошедший стажировки в США, Швейцарии, Австрии), открыл практику и дневной стационар в г. Висбаден.
Подход успешно зарекомендовал себя как самостоятельное направление психотерапии (и как направление гуманистической психодинамической психотерапии), признанное многими учреждениями (в том числе государственной медицинской ассоциацией Германии, Европейской ассоциацией психотерапии (EAP), Всемирным советом по психотерапии (WCP), Международной федерацией психотерапии (IFP) и другими государственными организациями.
Чем же отличается Позитивная Психотерапия Носсрата Пезешкиана как самостоятельное направление от других подходов, которые часто также называют “позитивными” (например, идеи Милтона Эриксона о клиенте как эксперте; коучинговые направления; ориентированная на решение терапия; нарративная и др.)? Конечно, все эти подходы рассматривают клиента как способного справляться, имеющего определенные силы и умения, но работа и теоретическая база в них совершенно различны. Мне думается, что определенная путаница могла возникнуть из-за еще одного термина “позитивная психология”, введенного А. Маслоу в 1954 году, и вновь “поднятого” в качестве флага Мартином Селигманом в 1998. Кратко скажем, что позитивная психология – это направление в научных исследованиях которые фокусируются на изучении сильных сторон и благополучия; а позитивные подходы в психотерапии – направлены на создание новых возможностей и веру в клиента, вместо борьбы с проблемой директивными методами.
Позитивная психотерапия основана на исследованиях более 20 культур и является новым методом и подходом к человеку, который преследует в основном следующие цели:
- лечение (психотерапевтический аспект),
- воспитание и профилактику (педагогический аспект),
- развитие межкультурального сознания (транскультурально-социальный аспект)
- и взаимодействие и интеграцию различных психотерапевтических направлений (междисциплинарный аспект).
Подход Позитивная психотерапия, предложенный Н. Пезешкианом в 1960-70х годах, объединяет элементы и методы различных психотерапевтических методов, а также использует истории и жизненную мудрость разных народов (начиная, разумеется, с восточных притч), для стимулирования воображения клиентов и создания пространства вариантов и ресурсов. В России переведены и известны многие книги Носсрата Пезешкиана, а первый всемирный конгресс по позитивной психотерапии состоялся в 1997 году в Санкт-Петербурге.
Позитивная психотерапия представлена более чем в 30 странах. С 1977 года врачи, психологи и педагоги могут пройти обучение по позитивной психотерапии в рамках дополнительного учебного центра для врачей – так, Висбаденская Академия психотерапии сегодня является одним из ведущих институтов в области государственной последипломной подготовки психотерапии. С 2015 года более 38000 врачей, психологов и педагогов прошли обучение в области позитивной психотерапии.
В 1997 году было осуществлено объемное исследование по доказательной базе позитивной психотерапии. Результаты показали высокую эффективность этого подода краткосрочной терапии и в 2006 году Н. Пезешкиан получил высокую правительственную награду Германии Федеральный крест.
Основные принципы позитивной психотерапии – это позитивный подход к психопатологии и стратегический подход (принципы надежды, равновесия и консультирования). Например, принцип надежды находится прежде всего в том, что человек не сразу пытается устранить беспорядок, но прежде всего сначала понять его в своем более широком контексте и рассмотреть его положительные аспекты. Соответственно, болезнь переинтерпретируется в позитивном ключе. Например, расстройство сна – это способность проявлять бдительность и ладить со слабым сном, депрессия – это способность реагировать на конфликт с самой глубокой эмоциональностью и т.п. Болезни имеют символическую функцию, которую терапевт и пациент должны сначала исследовать вместе. Клиент узнает, что его симптомы и недомогания являются сигналами для того, чтобы привести его четыре области жизни в новый баланс. Использование историй, притч способствует умственному и эмоциональному продвижению – «Вы можете стоять на своем месте, но не стоит сидеть на нем». В отличие от инстинктивного детерминизмав классическом психоанализе или образа «человеческого автомата» в классической поведенческой терапии, подход к людям в позитивной психотерапии – как к хорошим и здоровым.
Сын, Хамид Пезешкиан: “Никогда не сдавайся”