Школы психотерапии. 06. Основные направления поведенческой терапии в ХХ веке

“Школы психотерапии” – цикл заметок, посвященных наиболее заметным подходам и методам терапии. Это – часть проекта “Карта психотерапии”, который состоит из цикла “На стыке” (персоналии), и “Школы психотерапии” (подходы). В каждом тексте вы найдете перекрестные ссылки на оба цикла. Так формируется гипертекстовая карта психотерапии. По окончании публикаций будет опубликована сама карта возникновения и развития подходов, их основателей, заметных представителей, а также узловых пересечений между ними.

Школы психотерапии 6 Основные направления поведенческой терапии в ХХ веке

 

Существует по меньшей мере два больших часто встречающихся заблуждения относительно поведенческой терапии, например:

1) поведенческая терапия возникла в Америке на основе идей бихевиористов;

2) она исчезла как таковая и “переквалифицировалась” в терапию когнитивно-поведенческую.

Альтернативное название поведенческой терапии – бихевиоральная (behavior – англ. – поведение).

Кроме, собственно, бихевиористов (американская школа исследователей психологии к которым относят, в частности, Уoтcoнa, Скиннepa, Boльпe и Aйзeнкa), поведенческая терапия опирается на идеи нобелевского лауреата И. П. Павлова (1849-1936) о рефлексах, возбуждении, их подкреплении и угасании. Опустим простые положения этих теорий, которые можно найти в любых учебниках, и скажем, что главной фокусировкой поведенческой терапии является не эмоциональная и не мыслительная сфера личности, а именно поведение – уменьшение неадаптивных (неадекватных) проявлений поведения, и усиление (развитие) адаптивных.

При этом чистому поведенческому терапевту будет достаточно все равно, что при этом человек будет чувствовать, думать, о чем заботиться и с кем вступать в отношения. Главное – чистая практика, и чистое наблюдение изменений в поведении, без лишних отклонений в философские материи. Естественно, что на заре психотерапии в целом, да и сегодня такой подход можно назвать вполне эффективным, особенно для ряда проблем, связанных с фобиями, страхами, капризами, нарушениями поведения в разных,в том числе, пищевой или сексуальной сфере, то есть – под прицелом все то, что можно вполне объективно пронаблюдать и даже измерить.

Кто-то скажет – “Да это же неэффективно, я же не ученая мартышка, и ведь симптом (проблема) может “выстрелить” еще как-то, ведь все обусловлено какими-то внутренними причинами!”– ОК, значит Вам будет проще общаться с психологами других направлений, а суровые, в чем-то простые, но зачастую эффективные поведенческие методы все равно сделают свое дело и помогут другим клиентам.

Одним из главных приемов является метод систематической десенсибилизации, который Вольпе и перенес из лаборатории в жизнь: например, ecли y чeлoвeкa в ситуациях тpeвoги вызвaть peaкции paccлaблeния, ceкcyaльныe peaкции или гнeв, тo этo пpиведет к снижению тpeвoги. Дело только за тем, чтобы повторять это постепенно, снова и снова, пока не закрепится нужная привычка (поведение).

Фишки: четкость наблюдаемых реакций, работа с поведением, подкрепление, угасание

Скиннер же придумал другую фишку – оперантное научение (формирование нужного поведения через подкрепление желательного), а проще говоря – научно объяснил и доказал как происходит дрессировка.

B oднoм из aмepикaнcких кoллeджeй, cтyдeнты изyчaвшиe пcихoлoгию пpoдeлaли cлeдyющий экcпepимeнт. Их пpeпoдaвaтeль, читaя лeкцию, имeл зa coбoй пpивычкy pacхaживaть из yглa в yгoл. B тo вpeмя, кoгдa oн шeл к oкнy, дoгoвopившиecя мeждy coбoй cтyдeнты вcячecки дeмoнcтpиpoвaли cвoй интepec к пpeдмeтy. Oни тщaтeльнo зaпиcывaли, кивaли, cмoтpeли eмy в глaзa и пpинимaли зaинтepecoвaнныe пoзы. Кoгдa жe пpeпoдaвaтeль шeл к двepи, ayдитopия paccлaблялacь, выкaзывaлa oтcyтcтвиe внимaния и интepeca. Haчинaлиcь пocтopoнниe paзгoвopы. Чepeз нecкoлькo лeкций хoждeниe пpeпoдaвaтeля пpeкpaтилocь и oн yдepживaлcя в тeчeнии вceй лeкции в oпpeдeлeннoм yглy y oкнa.

Вот нарисовалось и домашнее задание (какая же поведенческая терапия без д/з?): попробуйте на досуге сделать что-нибудь похожее в среде своих домашних, ну, например, чтобы дети убирали игрушки, или муж… тоже что-нибудь не раскидывал.

Главное – подкрепление должно быть значимо (клиент должен быть голодным к этому подкреплению), своевременно (совпадать по времени с моментом желательного поведения), и еще один залог успеха – постоянное повторение, иначе привычка не сформируется. Вот поэтому совершенно бесполезно лишать двоечника компьютера, если не давать ему поиграть в “этот долбаный компьютер” при малейших же признаках школьных успехов, пусть самых слабых.

Наверное, вы уже убедились, насколько замечательным может быть этот подход – поведенческая терапия. Давайте пробежимся немного по истории:

  • Идеи Бехтерева и Павлова, бихевиористов – первая четверть- первая половина ХХ века
  • Термин “поведенческая психотерапия” – Торндайк, 1911
  • Первая систематическая десенсибилизация (ребенка от страха кролика) – 1924 год
  • Джозеф Вольпе (1915-1997), начало работы его группы – 1940-е годы
  • Ганс Айзенк – популяризация поведенческой терапии – 1960-е годы, первый журнал – «Behavior Research and Therapy» с 1963.
  • Арнольд Лазарус (ЮАР) 1932-2013 – система внутреннего поведенческого тренинга и много других интересных идей

Одним из современных перспективных направлений поведенческой терапии является Прикладной анализ поведения (Applied behavior analysis, ABA), метод терапии для людей с нарушениями развития и в других областях практики.

Когнитивно-поведенческая психотерапия, о которой мы поговорим в следующем обзоре, вобрала в себя многие идеи  поведенческой терапии. К работе с поведением, подключены еще работа с мыслями, убеждениями, более пристальный взгляд на эмоции, то есть – фокус работы становится несколько шире. Однако поведенческие методы заслуженно занимают большое место также и в подготовке КП-терапевтов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *