Школы психотерапии. 05. Основные направления психоанализа в ХХ веке

“Школы психотерапии” – цикл заметок, посвященных наиболее заметным подходам и методам терапии. Это – часть проекта “Карта психотерапии”, который состоит из цикла “На стыке” (персоналии), и “Школы психотерапии” (подходы). В каждом тексте вы найдете перекрестные ссылки на оба цикла. Так формируется гипертекстовая карта психотерапии. По окончании публикаций будет опубликована сама карта возникновения и развития подходов, их основателей, заметных представителей, а также узловых пересечений между ними.

Школы психотерапии 5 Основные направления психоанализа в ХХ веке

 

Ранее упоминалось, что возникновение психоанализа было значимым моментом в развитии психотерапии – как теоретическом (появляется универсальная “большая теория”, способная так или иначе объяснить патогенез и течение расстройства), так и практическом – именно Зигмунд Фрейд и его ученики добились признания психотерапии как немедицинского вида практики и выхода психотерапии из кабинета клиники в домашние кабинеты или специально оборудованные отдельные кабинеты психологов.

Психоанализ – лишь одна из школ психотерапии (а не “единственная психотерапия”!), а значит – имеет свою философию и предлагает свой метод лечения. Основные признаки: бессознательное существует, конфликт внутри психики приводит к нарушениям и расстройствам, осознать свои бессознательные влечения трудно (сопротивление, защиты), через осознание своего бессознательного – достигается положительный результат. При этом, терапия рассчитана на частые встречи и достаточно долгий период (годы).

Фишки: немедицинская модель психотерапии, работа с внутренним конфликтом, бессознательное, перенос и контрперенос

Помимо психоанализа, другие направления и школы психотерапии используют другие техники, основаны на других теориях, их эффективность также пристально изучается.

Впервые Фрейд использовал термин “психоанализ” в 1896 году в статье «Наследственность и этиология неврозов». 1-й Международный психоаналитический конгресс в 1908 году собрал более 40 человек, а второй – уже гораздо больше. Начинает издаваться журнал, организуется международная Ассоциация.

По рекомендации Фрейда, президентом Международной психоаналитической ассоциации избирается К. Г. Юнг. Президентами отделений ассоциации стали в Берлине К.Абрахам, в Вене А. Адлер, в Цюрихе Л. Бинсвангер. Психоанализ распространяется в Европе, включая и Россию, а в 1911 году создана Американская психоаналитическая ассоциация.

Вместе с тем в ранее единой школе Зигмунда Фрейда начинают происходить идейные столкновения – и личные обиды, и теоретико-практические разногласия. многие последователи психоаналитических идей расходятся с Фрейдом, который ревниво относился к кристальной чистоте первоначального учения, а также к идейности кадрового состава своих учеников. В результате этого раскола постоянно проихсодит образование различных школ психоанализа.

Часть из них остаются в рамках психоаналитического движения, а многие другие – становятся самостоятельными направлениями в психологии и психотерапии. Тем не менее, можно увидеть, что за сто лет психоанализа в его рамках возник ряд школ и направлений, основывающихся на психанализе как на теории и методе. К основным таким направлениям можно отнести:

• Классический психоанализ (З. Фрейд), и его первые последователи (О. Ранк, Г. Закс, К. Абрахам, Э. Джонс, Ш. Ференци)

• Аналитическая психология (К. Г. Юнг),

• Характероанализ (В. Райх 1897-1957) – работа с естественной сексуальностью

• Эго-психология (Анна Фрейд, Эрик Эриксон) – выдвигает ЭГО на первый план (вместо ОНО)

• Гуманистический психоанализ (К. Хорни, Э. Фромм)

• Теории объектных отношений – Д. Винникот, М. Балинт, Отто Кернберг (терапия сфокусированная на переносе, 1928-…), и особняком стоит школа М. Кляйн (1882-1960)

• Экзистенциальный психоанализ – Ж. П. Сартр, Л. Бинсвангер

• Структурный психоанализ – Ж. Лакан

• Селф-психология – Хайнц Кохут (1913-1981) – роль эмпатии и проявлениям самости в окружающем мире, теория зеркальных и идеализированных селф-объектов

• Интерсубъективный подход – Р. Столороу – процессы психического развития и лечения рассматриваются как взаимодействие субъективных миров (продолжение идей Кохута)

• Интерперсональный психоанализ – Г. С. Салливан, Клара Томпсон – роль межличностных отношений в терапии

• Нейропсихоанализ -связь нейропсихологии с идеями психоанализа – Й. Панксепп, М. Солмс *

История психоанализа в нашей стране шла от очень сильного распространения идей в начале ХХ века, через запрещение психоанализа в 30-е годы, через неприятие их с 30-х по 80-е, и наконец, возрождение психоанализа происходит в 90-е годы в основном, в русле мирового тренда – многие наши аналитики входят в международные ассоциации либо представляют западные школы здесь.

Связь психоаналитика с западными ассоциациями обеспечивает не “самобытность”, а реальное качество проводимой терапии.

*) Подробнее о нейропсихоанализе: http://psyresearchdigest.blogspot.ru/2013/09/chto-takoe-nejropsikhoanaliz.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *