Параллельно с развитием школ гипноза, в Европе XIX века идет и развитие других школ терапии, незаслуженно забытых и редко упоминаемых. Как известно, Ф.М. Достоевский не раз посещал Швейцарию (1862, 1863, 1867-68), и судя по всему, искал у местных профессоров излечения от некоторых недугов, преследовавших его. Ему вряд ли помогли, хотя его персонаж князь Мышкин – излечивается от болезни у загадочного профессора Шнейдера. Подробное исследование этой легенды можно прочитать по этой ссылке *) а мы ограничимся цитатой: “Доктор Гуггенбюль применял к пациентам комплекс, состоящий из трех авторских методик: лечения, обучения и подготовки к труду; он занимался развитием интеллектуальных зачатков у пациентов, лечебной гимнастикой, для них были устроены ванны с целебными травами”.
В таких странах как Германия, Швейцария, были больше представлены врачи, убежденные в необходимости логического разбора болезни вместе с пациентом, что дает основания искать корни рациональной, когнитивно-поведенческой и других школ терапии именно там.
В этой связи необходимо упомянуть отца рациональной психотерапии Поля Дюбуа – швейцарского невропатолога (1848-1918).
Дюбуа занимался “простыми разговорами” с пациентами и называл это “менторское убеждение”. Ввел термин “психоневроз” вместо “невроз”, таким образом подчеркивая значение психических процессов в формировании неврозов, а самое главное – начал развивать истинно рациональные методы терапии, которая по его убеждению, «… имеет своей целью действовать на мир представлений пациента… путём убедительной диалектики». В 1904 публикует третью свою книгу, “Психоневрозы и их психическое лечение”, таким образом, рациональная терапия, включающая и метод сократического диалога, выходит из тени гипноза, более того, – противостоит ему. Метод Дюбуа стал исключительно популярным, однако в первой четверти ХХ века все же отходит в тень до возрождения рациональной и когнитивной терапии во второй половине ХХ века.
Известно, что в России взглядов Дюбуа придерживался, например, Бехтерев В.М. Тема доверия поднимается в начале ХХ века с новой остротой. Так, во Франции доверие как “общий фактор терапии” (как его назовут позже) акцентирует невропатолог Дежерин, который писал: “Между рассуждением и принятием его данным лицом существует… элемент чрезвычайной важности, это – чувство. И одно только чувство создает эту атмосферу доверия, без которого не может быть психотерапии…”
В идеалы и ценности как основу психологического внушения и лечения верит и представитель немецкой школы Марциновский (“психотерапия миросозерцанием”), таким образом можно заметить поворот определенных течений психотерапии в сторону гуманистических и эмоционально-ориентированных тенденций, хотя говорить об их расцвете еще рано.