Пол Вацлавик (1921-2001) – легенда системной коммуникации – начал работать в MRI с начала 1960-х (https://www.b17.ru/article/88812/). Он с близкими коллегами (Дон Джексон, Джанет Бивин, Джей Хейли, Джон Уикленд и др.) занимался изучением коммуникации и интеракций (выполняя заветы Грегори Бейтсона и часто обсуждая с ним данные темы). Вывели 5 аксиом коммуникации (так называемый – Интеракционистский взгляд – The Interactional View), ряд дополнительных положений к теории системных коммуникаций, по мотивам этого только Вацлавиком написано более 20 книг. Даже “отец конструктивизма” Хайнц фон Ферстер называл себя “изобретение Вацлавика”, а миланцы уважали его как человека, который помогал им не только в техническом плане, но и в продвижении их подхода по всему миру.
Как все это относится к психотерапии, спросите вы… помимо практики, которую вели в MRI на основе теоретических разработок, Вацлавик совместно с одним из своих студентов и последователей школы MRI Пало-Альто, итальянским (г. Ареццо) психотерапевтом Джорджио Нардонэ разрабатывают модель краткосрочной стратегической терапии (КСТ) для лечения фобий и публикуют книгу “Искусство быстрых изменений. Краткосрочная стратегическая терапия”.
Нардонэ постоянно развивает идеи своего учителя и создал собственную школу стратегической терапии в Ареццо, представительство которой есть и в России. По методу КСТ работают специалисты Московской психологической помощи населению. А сам Нардонэ приезжает периодически с семинарами в Москву и другие города. Полный курс обучения (повышения квалификации) в этом подходе занимает пару лет.
В данном подходе уделяется большое внимание (как бы это назвать чтобы не смешать идеи с когнитивно-поведенческим подходом?) когнитивно-поведенческой работе с убеждениями, поведением в случаях когда проблема (например, фобия) выходит на первый план, методы реструктурирования проблемы – проблема понимается как проблемная ситуация (проблема не внутри человека, а в системе). Терапевт работает фактически по протоколу, каждая сессия (из всего 8-10 сессий курса лечения) прописана по содержанию и планируемым достижениям клиента. Терапевт имеет определенную стратегию действий (план), по которому ведет клиента – поэтому терапия относится к классу “стратегических”. Работа ведется с конкретной проблемой (фобия, паника, нарушение поведения и тп).
Прогуливаемся, обсуждаем Общих Знакомых. Работа Джорджио Нардонэ всегда вызывала уважение, как и работа его учителя Пола Вацлавика и других участников MRI.
Как говорил Дж. Нардонэ в одной из лекций, “Моя работа в те далекие годы, 1985, 1986 -1989, развивалась именно из того, чтобы понять, расставить точки на всех наиболее значимых формах психопатологий и создать для каждого специальные протоколы лечения, которые являются направляющими для терапевта. Они направляются специфическими стратегиями, которые специально подобраны под логику расстройства, которые прерывают безуспешные попытки решения проблемы. Учитывая аспект суггестивной и убеждающей коммуникации, который ведет к тому, что каждая терапия, когда онаследует предписанной стратегии, адаптируется в каждом отдельном случае под определенного пациента. В то время как поведенческий протокол одинаков для всех, стратегический протокол одинаков для всех на уровне структуры лечения, но изменяется на уровне общения, приспосабливаясь в каждом отдельном случае под коммуникативную стратегию и идентичность каждого отдельного пациента”.
Стратегический краткосрочный подход, предложенный Полом Вацлавиком и Джорджио Нардонэ начиная с середины 1980-х, является одной из “веток” куста краткосрочных подходов, имеет в основе системную философию и интеракционистские идеи MRI, привлекает внимание своей конкретностью и эффективностью.