В середине ХХ века в США восходит звезда психолога Карла Роджерса – одного из основателей гуманистической психологии, который тоже отходит от психодинамических идей, преобладавших в довоенный период. Это направление изучает проблемы Личности. Вообще, послевоенный период в американской психологии характеризовался массой исследованийна тему “почему человек начинает выполнять антигуманные приказы”, как человек перестает быть личностью, человеком; какие потребности организуют человека как личность (здесь примечательны работы А. Маслоу – еще одного основоположника направления гуманистической психологии).
Родившись в 1902, Карл Роджерс к 30 годам начинает практическую деятельность как детский психолог, достигает как академических, так и организационных высот, в 1946-1947 он – Президент АРА (Американской психологической ассоциации). Посмертно в 1987 – станет лауреатом Нобелевской премии Мира. Много занимался как групповой, так и индивидуальной терапией и консультированием.
В результате складывается и подход консультирования, который созвучен и идеям Милтона Эриксона о недирективности и ресурсах клиента. Вплетаются в роджерианский подход и максимы Маслоу, который писал о невозможности быть человеком без любви и отношений с другими людьми, о необходимости самореализации и самоактуализации. Классическая триада терапии Роджерса: терапевт эмпатичен клиенту (именно Роджерс ввел слово клиент в обиход!); безусловное принятие клиента терапевтом; терапевт конгруэнтен (аутентичен и адекватен сам себе, оригинален).
Основные задачи терапии – не “прохождение” по дистанции неких алгоритмов или техник,а создание условий, которые помогут клиенту раскрыть новый опыт (переживания) и сформировать безусловно положительную самооценку. Реальное “Я” сближается с “идеальным”, выращиваются новые формы конгруэнтного поведения. Терапия Роджерса недирективна, терапевт играет роль друга и помощника в развитии клиента. Терапия соответственно, становится центрированной на клиенте (одноименная книга Роджерса выходит в 1951).
К гуманистическим направлениям терапии относят также логотерапию Виктора Франкла, дазайн-анализ Бинсвагера, подходы (школы) Ролло Мэя, Дж. Т. Бьюдженталя и Ирвина Ялома.
Виктор Франкл (его логотерапию называют “третьей Венской психотерапевтической школой”) акцентирует внимание терапевтической работы на смысле и основывается на трёх философско-психологических концептах, а именно на:
– свободе воли
– воле к смыслу
– смысле жизни
Согласно идеям логотерапии, посредством распознавания и реализации смысла каждой конкретной ситуации, клиент обретает помощь на пути к большей открытости и гибкости, которыепомогут ему сделать свою повседневную жизнь более осмысленной. По данным международной Ассоциации логотерапии, “логотерапия доказала свою эффективность в кризисной превенции, интервенции и поственции, при профилактике агрессивного поведения и депрессии, атакже суицидального поведения, при работе со всеми видами неврозов, в частности, с ОКР, тревожно-фобическими расстройствами и сексуальными неврозами, при сопровождении психиатрических больных (в сотрудничестве с врачом-психиатром). Особое место занимает логотерапия в системе паллиативной помощи. Хороших успехов удалось достичь при логотерапевтической работе с заключёнными.”
К экзистенциально-гуманистическим относят подходы Ирвина Ялома, Джеймса Бьюдженталя и Ролло Мэя. В их подходах работа идет с переносом и контрпереносом, ситуацией «здесь и сейчас» в терапевтических отношениях. Терапевт и клиент обсуждают ключевыеэкзистенциальные (бытийные) темы, работают над созданием особых терапевтических отношений между клиентом и терапевтом, работают с сопротивлением и нацелены на укрепление субъектности и потенциала клиента. Основоположниками экзистенциализма, напомним, были писатели и философы – Кьеркегор, Сартр, Камю, Хайдеггер и др.