Часть 2. См. часть 1: https://www.b17.ru/article/149808/
Начну с личного признания. Я мало верю в психотерапию, которую осуществляет терапевт (в терапию, ведомую терапевтом). Более того, хотя пользу от терапии не отрицаю, но верю в нее с существенными ограничениями. Пришло время говорить об очередном новом этапе в развитии психотерапии и помогающих практик. Почему?
Во-первых, потому что по результатам многих исследований, оказалось, что в жизни клиента очень много разных факторов изменений (или неизменности ситуации) помимо терапии. Это и окружающие его люди, и его любимая или нелюбимая работа, особенности его организма, многое-многое другое, включая социальную, культурную, политическую ситуацию, и даже климат. Я люблю говорить об этом проще – в неделю есть только 1 час терапии, но еще 167 часов жизни вне терапии.
Кроме того, по ряду исследований, роль психотерапии в мире сокращается – многие просто выбирают лекарства. Говорят, даже, что в США среднее по стране количество сессий психотерапии равно 1 (единица) – многие клиенты не приходят вообще или не продолжают терапию после пары сессий. Кстати, лекарства, опять же в среднем, не так уж и эффективны – при ряде ситуаций таблетки вообще не могут быть выбором для лечения (например, карьерное консультирование или парная/семейная терапия), а часто – необходимо сочетать лекарственное лечение и психотерапию – тогда результаты гораздо лучше и устойчивее.
Уже довольно давно, в 1970-х годах, роль психотерапии как процесса целенаправленного влияния терапевта и его подхода на клиента – была поставлена под вопрос. Это все равно что педагогика “старого образца”, где учитель – субъект, а ученик – объект воздействия, который должен смирно сидеть и впитывать материал на лекции. После лекции внимание и память обычного ученика переключается на игру в футбол или в компьютер, и пиши пропало. Эффективность низкая, люди не автоматы.
Что же было дальше? Терапевтические подходы «второго поколения» (недирективные, ресурсирующие, связанные с идеями постмодерна, или конструктивизма – такие, например, как “ориентированная на решение” или “нарративная”), переходят на другую фокусировку: Со-Трудничество, Со-Конструирование. Так же и педагогика переходит от лекционных и семинарских традиционных форм к совместному творчеству, к обучению как совместному исследованию.
“Если сначала в 1970-х годах я задавался вопросом “Что терапевты делают полезного?”, то в 1980-х главным вопросом для меня стал “Что полезного делают вместе клиенты и терапевты?” (Стив де Шейзер, Инсу Ким Берг, 1997).
Новая эпоха и что дальше?
В последние 10-20 лет кардинально поменялась социально-экономическая ситуация, связанная с сферой услуг. Развитие интернета, социальных сетей и искусственного интеллекта поставили под вопрос существование многих профессий, а функции ряда других профессий изменяются. Изменения нового этапа уже достаточно заметно коснулись сферы образования, и также психотерапии и консультирования. Обратите внимание, сколько сейчас каналов передачи информации, какие разные звезды медиапространства сотнями загораются на поле психологического консультирования. Какой огромный выбор лежит прямо у нас в кармане на экране гаджетов!
Каковы тренды ближайшего будущего? Развитие удаленного консультирования (появление новых технологий, таких как например, технологии групповой удаленной терапии), внедрение в процесс нейроинтерфейсов и Биологической обратной связи, в том числе дистанционно, бурное развитие алгоритмов консультирования (скрипты коучинга и терапии, терапевтические боты), и некоторые другие.
Но основное даже не в этом. Очное обучение и консультирование становятся роскошью для избранных (по примерным подсчетам, очную терапию/коучинг в РФ позволяют или могут себе позволить не более 1-1.5% населения). Очный формат и тщательное сотрудничество с терапевтом все меньше предпочитаемы, терапевты будут терять не только “роль авторитета”, но и “роль тренера”, и “роль партнера”.
Перспектива. Все более и более предпочитаемыми становятся дистанционное консультирование (разные форматы – группа, пары, индивидуальное, текстовое, видео или аудио и тп), разовые поддерживающие консультации, дистанционная диагностика, дистанционные развивающие курсы (которые можно проходить в удобном тебе темпе), связь с терапевтом как “поддержка 24х7” (не в смысле постоянно на связи, а в смысле – ответит моментально, если ситуация того потребует).
Вывод: терапевт новой формации (теперь его лучше обозначить “ресурсный развивающий практик”) приобретает роль хорошо знакомого, пока еще – авторитетного, постоянно “в кармане джинсов” доступного “специалиста службы поддержки”. И теперь это – совсем другой контекст и совсем другое распределение времени и пространства, ролей и позиций, чем 100 лет назад, и даже чем 20 лет назад. Новая терапия уже не станет прежней. Теперь она все еще стремится к продолжительным отношениям с терапевтом, но в то же время, она более экономичная и динамичная, более открытая и теплая, но вместе с тем более деловая и ориентирована на реальные изменения. Терапия более противоречива и сочетает несочетаемое, она все еще изменяется, но уже не будет прежней!
На первый план выходит новый вопрос: “Что полезного может делать сам Клиент в терапии?”
Из позиции этого основного вопроса мы можем задать ряд новых перспективных вопросов, на которые уже начат поиск ответов, а именно:
- Какие вопросы клиент задает сам себе перед тем, как принести их терапевту?
- Как помочь организовать контекст клиента более оптимально для его собственного изменения?
- Как научить клиента использовать максимально полезно время 167 часов в неделю?
- Как научить клиента быть эффективным терапевтом самому себе?
- Как научить клиента быть эффективным клиентом самому себе?
- Как за 1 сессию дать импульс, достаточный для начала изменения в сторону желаемого клиентом будущего?
- Как сочетать эти идеи с более традиционными подходами?
- Как эти идеи пересекаются с традиционными этическими нормами (например, касательно соцсетей)?
- Как строить супервизии и интервизии специалистам?
- Как организовать сообщества и конференции специалистов, процесс их обучения в свете новых трендов?
- Какие новые технологии и как именно помогут “умным образом” реализовать процесс, и вместе с тем не оставят психологов-людей без дохода?
и многие, многие другие…
См. часть 1: https://www.b17.ru/article/149808/