Школы психотерапии. 12. Транзактный анализ

“Школы психотерапии” – цикл заметок, посвященных наиболее заметным подходам и методам терапии. Это – часть проекта “Карта психотерапии”, который состоит из цикла “На стыке” (персоналии), и “Школы психотерапии” (подходы). В каждом тексте вы найдете перекрестные ссылки на оба цикла. Так формируется гипертекстовая карта психотерапии. По окончании публикаций будет опубликована сама карта возникновения и развития подходов, их основателей, заметных представителей, а также узловых пересечений между ними.

Школы психотерапии 12 Транзактный анализ

В середине ХХ века (50-е годы, опять же) Эрик Берн, американский психиатр, начинает продумывать свои идеи о новом типе аналитической терапии. Как пишет Вадим Петровский, “На своих терапевтических сеансах Эрик Берн обратил внимание на то, как меняется голос, тембр, интонации, когда пациенты рассказывают свои истории: в какой-то момент они начинают говоритьдругими голосами – то звонкими, напоминающими детские, то суровыми или поучающими, как мог бы говорить недовольный поведением ребенка отец”. Кроме того – Берн изучал психоанализ около 15 лет, но ему было отказано в приеме в члены профессиональной психоаналитической организации… нужно было делать что-то новое!

Берн предложил схемы для своего подхода – понятные теоретически, так и практически применимые в терапии, (и поэтому быстро набравшие популярность – даже в позднем СССР было много его последователей и издавались его книги). Сам Берн скончался в 1970, однако его подход живет и обогащается новыми идеями – пройдя через стадии “попсы” и узкой “профессионализации”, выходит на устойчивое положение самостоятельного глубокого терапевтического подхода.

Основные идеи транзактного (трансакционного) анализа:

– наличие и влияние на жизнь человека сценария (который дети наследуют от родителей и передают своим детям) – например “не высовывайся, будь как все”

– социальные игры как форма отношений, с выигрышем некоего желательного результата (например – алкоголик получает поддержку от жены и всех остальных)

– троичная (отсылка к Фрейду) структура эго-состояний – любой может проявить определенные поведенческие стереотипы в той или иной ситуации – Родителя – Взрослого илиРебенка.

– транзакции (общение, взаимодействия) строятся на основе сценариев, но могут быть изменены в более адаптивную и здоровую область (“выведены на чистую воду”)

– также следует помочь клиенту осознать непродуктивные стереотипы (игры, сценарии), сформировать новую систему ценностей и решений.

Фишки: Родитель-Взрослый-Ребенок, транзакции в отношениях, социальные игры, сценарии

Трансактный анализ можно рассматривать как подход достаточно краткосрочнойпсихокоррекционной работы. Безусловно, он помогает клиенту возможность выйти за рамки неосознаваемых схем и шаблонов поведения и принять новую структуру поведения. Как и перед многими другими подходами, перед ТА стоит множество вопросов, есть и много критики в адрес этого направления.

Квалификация транзактного аналитика присваивается только психотерапевту или психологу, который прошёл подготовку по программе, разработанной Международной и Европейской Ассоциациями ТА (сертифицированные программы) – требуйте сертификат качества!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *