Искусство быть “клиентом”: Введение

В этой серии заметок я стараюсь обрисовать систему “терапевт-клиент(ы)” в ключе совместного научения терапии. Эта тема не освещается в публикациях, даже западных. Я считаю, что ее нужно обязательно развивать и использовать в практике для повышения эффективности терапевтов (и клиентов)).

 

Искусство быть клиентом Введение

1. Клиент и терапевт: Искусство и навык

Чем больше я занимаюсь практической психологией, чем больше я читаю и анализирую форумы, прохожу личные терапии и супервизии, тем сильнее я уверяюсь в одной простой вещи:

Быть клиентом в психотерапии – это навык. А часто – даже искусство.

Искусство быть клиентом – это продолжать общаться с терапевтом, который отвлекается на мобильник, думает на сессии о чем-то своем, надеяться на то, что широко известный подход тебе поможет за несколько лет, продолжать платить годами, но оставаться в терапии, терзаясь от сессии к сессии не только вопросами “Как справиться с  проблемой?”, но и “Почему же оно не помогает?”, и вообще “Что я хочу от этой долбаной терапии?”

Меня впечатляет, как клиенты проходят через это!

Навык быть клиентом – это суметь найти общий язык с терапевтом, задать нужные вопросы и получить нужные ответы, подстроиться под стиль терапевта, а также под терапевтический подход. У каждого из терапевтов и подходов, как ни крути, свои ожиданияот клиента – кто-то настаивает на заполнении дневника, кто-то – на том, что пора идти на улицу на экспозицию, кто-то – на рассказывании и перерасказывании своей личной истории. Кто-то использует метафоры внутренних фигур, кто-то – говорит о том, что все это ерунда и мозг сам по себе решает, чего мы хотим.

Меня впечатляет, как клиенты адаптируются к этому!

Не так много терапевтов, которые могут быть гибкими с разными клиентами, интегрируя разные подходы так, чтобы это не стало мешаниной техник. И так же мало терапевтов, которые могут, не отвлекаясь, работать вместе с клиентом полностью в рамках подхода: четко, алгоритмично, совместно ставя цели и приходя к ним.

Остается одно: хочешь быть клиентом – можно попробовать научиться этому.

Хороший тренер обеспечит новичка информацией о том, в какой обуви и одежде приходить на занятия; сведениями о режиме питания; расскажет, когда и как лучше тренироваться дома, а когда и как – в зале.

Так и разумный терапевт расскажет о частоте и продолжительности встреч, правилах, которых он придерживается, этических нюансах. Возможно, он расскажет о своем подходе, и что он имеет в виду под “терапией”. Может быть, этот терапевт придерживается менее директивной философии, и тогда он спросит о том, как будет удобно именно вам. Но отсутствие заранее введенных правил – не значит, что правил нет. Вы будете их создавать совместно таким образом, чтобы это была уникальная и индивидуальная терапия.

Когда терапия не работает, у вас есть возможность научиться быть клиентом. Но, похоже, что эта возможность появляется в совместном диалоге с терапевтом.

Работая в паре, одновременно:

  • мотивированный клиент не только проходит терапию, но также и развивает навык быть клиентом,
  • хороший терапевт не только проводит терапию, но и учится быть тренером по терапии.

Часть 2:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *